25.11.2024 | 28 ноября – начало Рождественского поста

Рождественский пост – время подготовки к великому празднику, к Рождеству Христову.

Начинается Рождественский пост после празднования памяти святого апостола Филиппа, 28 ноября (иногда пост называют Филипповым), а завершается самим празднеством, ночью 7 января. Длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же как и Великий пост.

Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом. И с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Спасителя.

Устав Рождественского поста не такой строгий, как во дни Великого и Успенского постов: рыба вкушается по субботам, воскресным дням и в праздничные дни церковного календаря, за исключением среды и пятницы (если накануне не совершается всенощное бдение). Со 2 января, с предпразднства Рождества Христова, - рыбная трапеза исключается.

6 января, в навечерие праздника (Рождественский сочельник), с глубокой древности христиане вкушали сочиво — разваренные в собственном соку овощи. Трапеза поставлялась после того, как священнослужители, пред зажжённой на свещнике свечой и вынесенной посреди храма иконой Рождества Христова, споют тропарь и кондак праздника. Русский благочестивый народ отлагал вкушение пищи до явления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, символом которой и является горящая свеча, поставленная пред Рождественским образом.

Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

«Пост, как врач душ наших, у одного христианина смиряет плоть, у другого укрощает гнев; от одного отгоняет сон, другого возбуждает на большее доброделание; у одного очищает ум и делает его свободным от злых помыслов, у другого вяжет неудержимый язык и страхом Божиим, как уздою, удерживает его, не позволяя ему говорить праздные и гнилые слова; а у иного не дает глазам смотреть туда и сюда и любопытствовать, что делает тот или другой, но всякого располагает внимать себе самому» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Богослужения Рождественского поста не представляют собой особого литургического периода, подобно Великому посту. Тема приближающегося Рождества Христова в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно.

В начале поста ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве Христовом. Накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира.

Во время Ветхого Завета праотцы возвещали пришествие в мир Спасителя, Мессии, ждали Его — это отражается в том, что за период Рождественского поста часто вспоминаются ветхозаветные пророки.

Два воскресенья перед Рождеством Христовым Церковь вспоминает святых праотцев и святых отцев. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В воскресенье на Литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея.

2 января Церковь начинает предпразднство Рождества Христова, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.

«В Рождественский Пост приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям? И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу. Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского Поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться» (митрополит Антоний Сурожский).