Телефон доверия

     

 
Паломнический центр Новосибирской митрополии

 

 
Видео

Медиа-центр Новосибирской митрополии

 

Певчие собора

  «Всякое дыхание да хвалит Господа»
     
  Ни одно богослужение в храме не обходится без певчих. В небольших приходах со всей служебной нагрузкой справляется один клиросный хор, в больших соборах обычно в воскресные и праздничные дни в службе участвует два певческих коллектива. В Вознесенском кафедральном соборе три хора: Архиерейский, детский и клирос (или так называемый левый хор). У каждого из них своя история, особое послушание. О хоровых коллективах главного храма Новосибирска нам рассказали регенты Вознесенского собора Наталья Викторовна Воронкова, Татьяна Валерьевна Егорова и Ирина Юрьевна Маточкина. 
 
 

Архиерейский хор

Архиерейский хор отличается от других «верхних» хоров не только названием. Работа хористов кафедрального собора сложнее и ответственнее — ведь в главном храме города воскресные и праздничные богослужения возглавляет Архиерей, а архиерейское богослужение предполагает много особенностей.

«Всякое дыхание да хвалит Господа»Помимо участия в богослужениях в кафедральном соборе, хор выступает с концертами на многих епархиальных и городских мероприятиях: Рождественские чтения, Дни славянской письменности и культуры, День Победы, День семьи, любви и верности, фестиваль Покровская осень, концерты в рамках просветительской акции Поезда «За духовное возрождение России» и др. Еще одно послушание коллектива — это поездки с Митрополитом Тихоном на освящение храмов, на престольные праздники в те приходы, где нет профессиональных певчих и клирос не может сопровождать архиерейскую службу.

Профессиональный хоровой коллектив появился в кафедральном соборе в 1946 году, регентом стал Александр Федорович Каныгин. Его сменил Константин Осипович Павлючик — музыкант, который обучил много хороших церковных певчих. При митрополите Гедеоне из Ставрополя был приглашен Сергей Сергеевич Кириллов — регент, воспитавший не одного регента Новосибирска, и еще сейчас многие его ученики работают в храмах города.

В начале 90-х годов обязанности регента исполнял певчий хора Владимир Викторович Недосека. В 1992 года регентом стала Татьяна Ивановна Реморова — выпускница Ленинградской Духовной академии. Каждый регент Архиерейского хора продолжает традиции и устои, сложившиеся до него.

С 2004 года хор возглавляет Наталья Викторовна Воронкова. Наталья Викторовна в хоровом искусстве с детства: окончив хоровую школу-студию «Журавушка», она поступила в музыкальный колледж, а затем на дирижерско-хоровой факультет консерватории. Служение в храме Наталья Воронкова начала в Александро-Невском соборе, там же под началом регента Марины Забановой она изучала непростое регентское дело. Вскоре она перешла в штат Архиерейского хора Вознесенского собора, одновременно став руководителем младшей группы детского хора.

В состав архиерейского хора входят солисты оперного театра, артисты филармонических коллективов, студенты консерватории. Уже многие годы состав неизменен, и это, безусловно, заслуга регента. По словам Натальи Викторовны, все певчие постепенно приобщаются к церковной жизни, регулярно исповедуются и причащаются, каждое всенощное бдение певчие ходят на елеопомазание. В основном составе хора — 20 человек.

Заслуженный артист РФ Николай Лоскуткин поет в хоре с 1988 года. «За 25 лет послушание певчего стало частью моей жизни. Мне нравится исполнять церковные песнопения — они согревают душу и наполняют сердце радостью», — делится Николай Борисович. В хоре поют и творческие семейные пары. Солист оперного театра Алексей Лаушкин и солистка Новосибирской филармонии Екатерина Лаушкина уже много лет являются ведущими певцами хора. Многим обязана хору и солистка камерного хора филармонии Марина Исакова. «С Вознесенским собором связаны основные моменты моей жизни. Я пришла в хор, будучи студенткой консерватории. Здесь познакомилась с будущим мужем, здесь крестила свою дочь Марию, и сейчас вожу ее в детский хор — рассказывает Марина. — Наверное, ни один из нас не может назвать наше певческое послушание работой — это именно послушание, и мы стараемся выполнять его с усердием».

У Архиерейского хора обширный репертуар: начиная от старинных распевов и заканчивая современными церковными композиторами, такими как Пономарев, Толстокулаков и др. Песни ко Дню Победы, народные песни — это всегда востребовано зрителями, как на церковных, так и на светских мероприятиях. За нотным архивом следит библиотекарь хора. Наталья Викторовна к выбору репертуара подходит очень тщательно. Зная особенности каждой службы и учитывая настрой певцов, Наталья Викторовна подбирает определенные песнопения. «Очень ценно для нас услышать отзыв о нашем пении от Владыки, мы стараемся учитывать его советы и пожелания», — говорит Наталья Викторовна.

Детский хор

Будущего руководителя детского хора Татьяну Егорову, студентку Московского института культуры, пригласили петь в Патриарший хор вместе с несколькими одногруппниками. «Это был мой первый опыт пения в храме, и сейчас я понимаю, что это было действительно по Промыслу Божию, потому что из семи студентов нашего института в храме осталась я одна. Было трудно, но Церковь помогала выживать, — вспоминает Татьяна Валерьевна. — Постепенно я воцерковилась: была первая Исповедь, первое Причастие, первые профессиональные поручения в храме».

«Всякое дыхание да хвалит Господа»В 1992 году после окончания вуза Татьяна Егорова приехала в Новосибирск. «Я узнала, что при Вознесенском кафедральном соборе был объявлен набор в детский хор, и искали руководителя. Так и решился вопрос о моем трудоустройстве, и с нового учебного года — с 1993 — мы начали наши занятия», — рассказывает Татьяна Валерьевна. С самого рождения в коллективе образовались две возрастные группы — старшая и младшая, руководителем последней стала Наталья Викторовна Воронкова. Но четкого разделения коллективов хормейстеры не делают: каждую репетицию они проводят вместе, помогая друг другу советом. Поэтому, переходя в старшую группу, детям не нужно привыкать к новому педагогу и новому коллективу.

Главное послушание старшей группы хора — участие в богослужениях в Вознесенском кафедральном соборе. Несколько раз в году в службе принимают участие и дошкольники из младшей группы хора. «Для деток это большая честь и награда — вместе со старшими товарищами петь, например, в понедельник первой седмицы Великого поста припев покаянного канона Андрея Критского «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», они понимают, какое им оказано доверие, — рассказывает Наталья Викторовна. — И старшие дети всегда помогают малышам, а младшие стараются равняться на старших».

«Всякое дыхание да хвалит Господа»Радостно детям и то, что они поют именно в кафедральном соборе. «Мы и наши дети чувствуем отеческую заботу и поддержку нашего Владыки, Митрополита Тихона, — рассказывает Татьяна Валерьевна. — По благословению Владыки мы выступаем на городских Рождественских праздниках, участвуем в епархиальных и филармонических концертах. Уже несколько лет подряд наш хор принимает самое активное участие в организации «детской» Литургии в Троице-Владимирском соборе на Антипасху».

В репертуаре детского хора не только богослужебные произведения: это и детская хоровая классика, произведения, посвященные праздникам, патриотические песни. Многие дети параллельно посещают музыкальную школу, и занятия в детском хоре только помогают им в учебе. «Выпускаясь из хора, наши дети в любом коллективе могут чувствовать себя как профессионалы — они легко справляются с поставленными сложными задачами», — делится Татьяна Валерьевна. Работу детских хормейстеров Вознесенского собора не раз отмечали коллеги и специалисты из других областей педагогической деятельности. «Главное в церковном пении — это произношение богослужебных текстов, поэтому особое внимание мы уделяем работе над дикцией. Недавно к нам обратились логопеды с просьбой рассказать о наших методах», — рассказывает Татьяна Валерьевна.

Первые годы детский хор Вознесенского собора был единственным подобным коллективом в Епархии, к Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне приезжали учиться хормейстерскому искусству со всей Новосибирской области. И сейчас, несмотря на то, что почти привсех православных приходах Епархии есть воскресные школы, детских хоров — единицы. Поэтому в хор Вознесенского собора приезжают заниматься дети со всего города. Уже более 20 лет численный состав хора остается практически неизменным — от 25 до 35 человек.

По словам Натальи Викторовны, с детьми работать сложнее, чем с профессионалами из Архиерейского хора: «Приходится постоянно импровизировать, больше выкладываться эмоционально, уметь заинтересовать». Наталья Викторовна работала в разных хоровых коллективах и на вопрос, с какими детьми работать легче, отвечает не задумываясь: «Церковные дети резко отличаются от нецерковных — с ними интереснее, они благодарнее, отдача больше, ведь с самого раннего детства они окормляются духовно и участвуют в церковных таинствах». Татьяна Валерьевна поддерживает коллегу: «В старшем хоре занимаются дети школьного возраста, поэтому все они исповедуются у духовника воскресной школы — иерея Константина Вострикова, вместе причащаются. Это очень много дает детям. На наших глазах дети приобщаются к церковной жизни: мы видим их первые шаги в храме, помогаем им и их родителям. Возрастной размах в старшем хоре — от 7 до 16 лет, но все трудности переходного возраста сглаживаются благодаря постоянному пребыванию в храме, общению с верующимисверстниками и советам духовника».

Главное в работе детского хормейстера — быть в совете со старшими наставниками, поэтому Татьяна Валерьевна и Наталья Викторовна все спорные вопросы решают сообща с духовником иереем Константином Востриковым и завучем воскресной школы Татьяной Ивановной Реморовой. В работе с детьми Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне помогает еще один хормейстер — Мария Вячеславовна Ярушина — церковный человек и профессиональный музыкант.

Выпускники детского хора Дмитрий и Екатерина Донец теперь водят на занятия к своим педагогам старшего сына Георгия. «Благодаря Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне я выбрала профессию музыканта — училась в колледже культуры, окончила педагогический университет и теперь пою на клиросе в Вознесенском соборе, — рассказывает Екатерина Донец. — Благодаря детскому хору воцерковилась вся моя семья, в хоре нам привили такие качества как дисциплинированность, ответственность, и я хочу, чтобы мои дети, общаясь с верующими сверстниками и неся послушание в храме, выросли воцерковленными и совестливыми людьми».

Благодарны педагогам не только ученики, но и их родители. «В пять лет я привела свою дочь в детский хор. После нескольких занятий она сказала мне: я буду поступать в музыкальный колледж. Тогда я не восприняла эти слова всерьез, но вот прошло уже 20 лет, и она действительно закончила музыкальный колледж, а затем и музыкальный вуз, и уже несколько лет работает регентом в одном из храмов нашего города. Я благодарна Наталье Викторовне и Татьяне Валерьевне за то, что они подарили моей дочери профессию, за то, что она служит в храме», — делится прихожанка Вознесенского собора Тамара Дмитриевна Очканова.

Выпускников детского хора Татьяна Валерьевна называет «мои дети». Действительно, за 10-15 лет ученики и педагоги становятся родными людьми. В 2011 году, когда отмечалось 20-летие воскресной школы при Вознесенском соборе, на праздничном концерте, помимо старшей и младшей группы детского хора, выступил и хор выпускников. «Это было большой неожиданностью и большой радостью для нас — на репетицию концерта пришло более 20 выпускников, — вспоминает Татьяна Валерьевна. — Многие выпускники приходят и на богослужения — помолиться вместе с нами и поддержать своих младших товарищей».

Клирос

Клиросный хор появился в соборе содня освящения главного храма нашего города — 100 лет назад. Клирос в переводе с греческого — крыло, это место в храме у алтаря. По сложившейся традиции во время богослужения на этом месте располагаются певчие — «левый» хор, который со временем стали называть клиросом.

Если Архиерейский хор участвует только в праздничных и воскресных богослужениях, то клирос служит каждый день утром и вечером. По словам регента Ирины Маточкиной, певчие привыкли к такой нагрузке и с радостью несут это нелегкое послушание. «Без клироса в таком большом соборе не обойтись. По будням мы полностью служим вечернее богослужение и Литургию, но помимо этого мы поем на молебнах, панихидах, венчаниях. Бывают такие дни, что мы целый день живем в храме — с раннего утра и до позднего вечера», — рассказывает Ирина Юрьевна.

«Всякое дыхание да хвалит Господа»  Ирина Юрьевна Маточкина — профессиональный музыкант, она закончила Новосибирскую консерваторию. Но регент — универсальный человек: одних музыкальных навыков недостаточно, нужно быть еще и уставщиком, псаломщиком, чувствовать темп богослужения.


«Господь разными путями приводит людей на клирос. Есть профессионалы, много и самоучек. Многие просто приходят и говорят: я хочу петь в храме. Если мы видим, что человек воцерковленный, интересующийся, ответственный, и если у него получается нести клиросное послушание, мы берем благословение у настоятеля и он по мере сил участвует в богослужении, — рассказывает Ирина Юрьевна. — Многие певчие десятилетиями несут послушание в нашем соборе».

Клиросное пение отличается от пения Архиерейского хора. В репертуаре клироса, в основном, обиходные, не сложные произведения. Основная особенность клиросного пения — пение нагласы (различные богослужебные тексты исполняются на разные мелодические распевы).

Сейчас клирос Вознесенского собора — это устоявшийся коллектив, со сложившимися многолетними традициями.

Образование и Православие / Лилия ТКАЧЕНКО Фото В. Осинцева и М. Конкиной 

 

Поиск по сайту

 
Православный календарь

 
Мы ВКонтакте

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск   Православный молодежный клуб "ВОЗНЕСЕНСКИЙ"   Воскресная школа Вознесенского собора

 
Ссылки

Новосибирская митрополия

 
Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Вознесенский кафедральный собор
630132, Новосибирск, ул. Советская, 91
тел. +7(383)221-49-04, 227-07-46
электропочта: vsobor@inbox.ru