Певчие собора

  «Всякое дыхание да хвалит Господа»
     
  Ни одно богослужение в храме не обходится без певчих. В небольших приходах со всей служебной нагрузкой справляется один клиросный хор, в больших соборах обычно в воскресные и праздничные дни в службе участвует два певческих коллектива. В Вознесенском кафедральном соборе три хора: Архиерейский, детский и клирос (или так называемый левый хор). У каждого из них своя история, особое послушание. О хоровых коллективах главного храма Новосибирска нам рассказали регенты Вознесенского собора Наталья Викторовна Воронкова, Татьяна Валерьевна Егорова и Ирина Юрьевна Маточкина. 
 
 

Архиерейский хор

Архиерейский хор отличается от других «верхних» хоров не только названием. Работа хористов кафедрального собора сложнее и ответственнее — ведь в главном храме города воскресные и праздничные богослужения возглавляет Архиерей, а архиерейское богослужение предполагает много особенностей.

«Всякое дыхание да хвалит Господа»Помимо участия в богослужениях в кафедральном соборе, хор выступает с концертами на многих епархиальных и городских мероприятиях: Рождественские чтения, Дни славянской письменности и культуры, День Победы, День семьи, любви и верности, фестиваль Покровская осень, концерты в рамках просветительской акции Поезда «За духовное возрождение России» и др. Еще одно послушание коллектива — это поездки с Митрополитом Тихоном на освящение храмов, на престольные праздники в те приходы, где нет профессиональных певчих и клирос не может сопровождать архиерейскую службу.

Профессиональный хоровой коллектив появился в кафедральном соборе в 1946 году, регентом стал Александр Федорович Каныгин. Его сменил Константин Осипович Павлючик — музыкант, который обучил много хороших церковных певчих. При митрополите Гедеоне из Ставрополя был приглашен Сергей Сергеевич Кириллов — регент, воспитавший не одного регента Новосибирска, и еще сейчас многие его ученики работают в храмах города.

В начале 90-х годов обязанности регента исполнял певчий хора Владимир Викторович Недосека. В 1992 года регентом стала Татьяна Ивановна Реморова — выпускница Ленинградской Духовной академии. Каждый регент Архиерейского хора продолжает традиции и устои, сложившиеся до него.

С 2004 года хор возглавляет Наталья Викторовна Воронкова. Наталья Викторовна в хоровом искусстве с детства: окончив хоровую школу-студию «Журавушка», она поступила в музыкальный колледж, а затем на дирижерско-хоровой факультет консерватории. Служение в храме Наталья Воронкова начала в Александро-Невском соборе, там же под началом регента Марины Забановой она изучала непростое регентское дело. Вскоре она перешла в штат Архиерейского хора Вознесенского собора, одновременно став руководителем младшей группы детского хора.

В состав архиерейского хора входят солисты оперного театра, артисты филармонических коллективов, студенты консерватории. Уже многие годы состав неизменен, и это, безусловно, заслуга регента. По словам Натальи Викторовны, все певчие постепенно приобщаются к церковной жизни, регулярно исповедуются и причащаются, каждое всенощное бдение певчие ходят на елеопомазание. В основном составе хора — 20 человек.

Заслуженный артист РФ Николай Лоскуткин поет в хоре с 1988 года. «За 25 лет послушание певчего стало частью моей жизни. Мне нравится исполнять церковные песнопения — они согревают душу и наполняют сердце радостью», — делится Николай Борисович. В хоре поют и творческие семейные пары. Солист оперного театра Алексей Лаушкин и солистка Новосибирской филармонии Екатерина Лаушкина уже много лет являются ведущими певцами хора. Многим обязана хору и солистка камерного хора филармонии Марина Исакова. «С Вознесенским собором связаны основные моменты моей жизни. Я пришла в хор, будучи студенткой консерватории. Здесь познакомилась с будущим мужем, здесь крестила свою дочь Марию, и сейчас вожу ее в детский хор — рассказывает Марина. — Наверное, ни один из нас не может назвать наше певческое послушание работой — это именно послушание, и мы стараемся выполнять его с усердием».

У Архиерейского хора обширный репертуар: начиная от старинных распевов и заканчивая современными церковными композиторами, такими как Пономарев, Толстокулаков и др. Песни ко Дню Победы, народные песни — это всегда востребовано зрителями, как на церковных, так и на светских мероприятиях. За нотным архивом следит библиотекарь хора. Наталья Викторовна к выбору репертуара подходит очень тщательно. Зная особенности каждой службы и учитывая настрой певцов, Наталья Викторовна подбирает определенные песнопения. «Очень ценно для нас услышать отзыв о нашем пении от Владыки, мы стараемся учитывать его советы и пожелания», — говорит Наталья Викторовна.

Детский хор

Будущего руководителя детского хора Татьяну Егорову, студентку Московского института культуры, пригласили петь в Патриарший хор вместе с несколькими одногруппниками. «Это был мой первый опыт пения в храме, и сейчас я понимаю, что это было действительно по Промыслу Божию, потому что из семи студентов нашего института в храме осталась я одна. Было трудно, но Церковь помогала выживать, — вспоминает Татьяна Валерьевна. — Постепенно я воцерковилась: была первая Исповедь, первое Причастие, первые профессиональные поручения в храме».

«Всякое дыхание да хвалит Господа»В 1992 году после окончания вуза Татьяна Егорова приехала в Новосибирск. «Я узнала, что при Вознесенском кафедральном соборе был объявлен набор в детский хор, и искали руководителя. Так и решился вопрос о моем трудоустройстве, и с нового учебного года — с 1993 — мы начали наши занятия», — рассказывает Татьяна Валерьевна. С самого рождения в коллективе образовались две возрастные группы — старшая и младшая, руководителем последней стала Наталья Викторовна Воронкова. Но четкого разделения коллективов хормейстеры не делают: каждую репетицию они проводят вместе, помогая друг другу советом. Поэтому, переходя в старшую группу, детям не нужно привыкать к новому педагогу и новому коллективу.

Главное послушание старшей группы хора — участие в богослужениях в Вознесенском кафедральном соборе. Несколько раз в году в службе принимают участие и дошкольники из младшей группы хора. «Для деток это большая честь и награда — вместе со старшими товарищами петь, например, в понедельник первой седмицы Великого поста припев покаянного канона Андрея Критского «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», они понимают, какое им оказано доверие, — рассказывает Наталья Викторовна. — И старшие дети всегда помогают малышам, а младшие стараются равняться на старших».

«Всякое дыхание да хвалит Господа»Радостно детям и то, что они поют именно в кафедральном соборе. «Мы и наши дети чувствуем отеческую заботу и поддержку нашего Владыки, Митрополита Тихона, — рассказывает Татьяна Валерьевна. — По благословению Владыки мы выступаем на городских Рождественских праздниках, участвуем в епархиальных и филармонических концертах. Уже несколько лет подряд наш хор принимает самое активное участие в организации «детской» Литургии в Троице-Владимирском соборе на Антипасху».

В репертуаре детского хора не только богослужебные произведения: это и детская хоровая классика, произведения, посвященные праздникам, патриотические песни. Многие дети параллельно посещают музыкальную школу, и занятия в детском хоре только помогают им в учебе. «Выпускаясь из хора, наши дети в любом коллективе могут чувствовать себя как профессионалы — они легко справляются с поставленными сложными задачами», — делится Татьяна Валерьевна. Работу детских хормейстеров Вознесенского собора не раз отмечали коллеги и специалисты из других областей педагогической деятельности. «Главное в церковном пении — это произношение богослужебных текстов, поэтому особое внимание мы уделяем работе над дикцией. Недавно к нам обратились логопеды с просьбой рассказать о наших методах», — рассказывает Татьяна Валерьевна.

Первые годы детский хор Вознесенского собора был единственным подобным коллективом в Епархии, к Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне приезжали учиться хормейстерскому искусству со всей Новосибирской области. И сейчас, несмотря на то, что почти привсех православных приходах Епархии есть воскресные школы, детских хоров — единицы. Поэтому в хор Вознесенского собора приезжают заниматься дети со всего города. Уже более 20 лет численный состав хора остается практически неизменным — от 25 до 35 человек.

По словам Натальи Викторовны, с детьми работать сложнее, чем с профессионалами из Архиерейского хора: «Приходится постоянно импровизировать, больше выкладываться эмоционально, уметь заинтересовать». Наталья Викторовна работала в разных хоровых коллективах и на вопрос, с какими детьми работать легче, отвечает не задумываясь: «Церковные дети резко отличаются от нецерковных — с ними интереснее, они благодарнее, отдача больше, ведь с самого раннего детства они окормляются духовно и участвуют в церковных таинствах». Татьяна Валерьевна поддерживает коллегу: «В старшем хоре занимаются дети школьного возраста, поэтому все они исповедуются у духовника воскресной школы — иерея Константина Вострикова, вместе причащаются. Это очень много дает детям. На наших глазах дети приобщаются к церковной жизни: мы видим их первые шаги в храме, помогаем им и их родителям. Возрастной размах в старшем хоре — от 7 до 16 лет, но все трудности переходного возраста сглаживаются благодаря постоянному пребыванию в храме, общению с верующимисверстниками и советам духовника».

Главное в работе детского хормейстера — быть в совете со старшими наставниками, поэтому Татьяна Валерьевна и Наталья Викторовна все спорные вопросы решают сообща с духовником иереем Борисом Градовым и завучем воскресной школы Татьяной Ивановной Реморовой. В работе с детьми Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне помогает еще один хормейстер — Мария Вячеславовна Ярушина — церковный человек и профессиональный музыкант.

Выпускники детского хора Дмитрий и Екатерина Донец теперь водят на занятия к своим педагогам старшего сына Георгия. «Благодаря Татьяне Валерьевне и Наталье Викторовне я выбрала профессию музыканта — училась в колледже культуры, окончила педагогический университет и теперь пою на клиросе в Вознесенском соборе, — рассказывает Екатерина Донец. — Благодаря детскому хору воцерковилась вся моя семья, в хоре нам привили такие качества как дисциплинированность, ответственность, и я хочу, чтобы мои дети, общаясь с верующими сверстниками и неся послушание в храме, выросли воцерковленными и совестливыми людьми».

Благодарны педагогам не только ученики, но и их родители. «В пять лет я привела свою дочь в детский хор. После нескольких занятий она сказала мне: я буду поступать в музыкальный колледж. Тогда я не восприняла эти слова всерьез, но вот прошло уже 20 лет, и она действительно закончила музыкальный колледж, а затем и музыкальный вуз, и уже несколько лет работает регентом в одном из храмов нашего города. Я благодарна Наталье Викторовне и Татьяне Валерьевне за то, что они подарили моей дочери профессию, за то, что она служит в храме», — делится прихожанка Вознесенского собора Тамара Дмитриевна Очканова.

Выпускников детского хора Татьяна Валерьевна называет «мои дети». Действительно, за 10-15 лет ученики и педагоги становятся родными людьми. В 2011 году, когда отмечалось 20-летие воскресной школы при Вознесенском соборе, на праздничном концерте, помимо старшей и младшей группы детского хора, выступил и хор выпускников. «Это было большой неожиданностью и большой радостью для нас — на репетицию концерта пришло более 20 выпускников, — вспоминает Татьяна Валерьевна. — Многие выпускники приходят и на богослужения — помолиться вместе с нами и поддержать своих младших товарищей».

Клирос

Клиросный хор появился в соборе содня освящения главного храма нашего города — 100 лет назад. Клирос в переводе с греческого — крыло, это место в храме у алтаря. По сложившейся традиции во время богослужения на этом месте располагаются певчие — «левый» хор, который со временем стали называть клиросом.

Если Архиерейский хор участвует только в праздничных и воскресных богослужениях, то клирос служит каждый день утром и вечером. По словам регента Ирины Маточкиной, певчие привыкли к такой нагрузке и с радостью несут это нелегкое послушание. «Без клироса в таком большом соборе не обойтись. По будням мы полностью служим вечернее богослужение и Литургию, но помимо этого мы поем на молебнах, панихидах, венчаниях. Бывают такие дни, что мы целый день живем в храме — с раннего утра и до позднего вечера», — рассказывает Ирина Юрьевна.

«Всякое дыхание да хвалит Господа»  Ирина Юрьевна Маточкина — профессиональный музыкант, она закончила Новосибирскую консерваторию. Но регент — универсальный человек: одних музыкальных навыков недостаточно, нужно быть еще и уставщиком, псаломщиком, чувствовать темп богослужения.


«Господь разными путями приводит людей на клирос. Есть профессионалы, много и самоучек. Многие просто приходят и говорят: я хочу петь в храме. Если мы видим, что человек воцерковленный, интересующийся, ответственный, и если у него получается нести клиросное послушание, мы берем благословение у настоятеля и он по мере сил участвует в богослужении, — рассказывает Ирина Юрьевна. — Многие певчие десятилетиями несут послушание в нашем соборе».

Клиросное пение отличается от пения Архиерейского хора. В репертуаре клироса, в основном, обиходные, не сложные произведения. Основная особенность клиросного пения — пение нагласы (различные богослужебные тексты исполняются на разные мелодические распевы).

Сейчас клирос Вознесенского собора — это устоявшийся коллектив, со сложившимися многолетними традициями.

 Лилия ТКАЧЕНКО Фото В. Осинцева и М. Конкиной