07.12.2018 | В Новосибирской консерватории прошла встреча с митрополитом Тихоном
7 декабря митрополит Новосибирский и Бердский Тихон встретился с преподавателями и студентами Новосибирской государственной консерватории.
Владыка говорил о необходимости духовно-нравственного воспитания населения, прежде всего молодежи. Он подчеркнул, что в христианском понимании духовность и нравственность взаимосвязаны. Нравственность у христиан – это не этика взаимоотношений, под нравственностью подразумевается нравственный закон, который определил человечеству Создатель – не убей, не укради, почитай родителей, не пожелай того, что принадлежит твоему ближнему… все десять заповедей. Но этот закон недостаточно знать, его нужно исполнять. Исполняешь закон – совершенствуешься как личность, не исполняешь – деградируешь. Что касается духовного воспитания, то это освящение человека, в результате которого он очищается от грехов и устремляется к святости.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что если государство не занимается духовно-нравственным воспитанием своих граждан, будущее его печально. Законы в таком государстве не будут действовать, потому что для их исполнения нужны законопослушные люди, не будет искоренена преступность, потому что у людей не будет нравственных обязанностей, нравственного самоконтроля, то есть того, что называется совестью. Не будут развиваться промышленность, наука, политика, потому что для их развития от людей требуется честность и порядочность.
В то же время, по словам Митрополита, далеко не все правильно понимают, что же такое духовно-нравственное воспитание. В школах родители чаще выбирают предмет Основы светской этики, ошибочно полагая, что это и есть то самое воспитание, хотя на самом деле светская этика отрицает христианское понимание духовности и нравственности и говорит о том, что сам человек определяет для себя, что нравственно, а что нет. Это напоминает печально известные времена начала прошлого века, когда революционеры утверждали: нравственно всё, что полезно для революции.
Произошла подмена понятий. Под свободой теперь понимают раскрепощение, которое по сути является внутренней развязностью и вседозволенностью. В то время как с христианской точки зрения свобода – это освобождение от страстей и вредных для души и тела привязанностей, уклонение от зла и делание добра. По-настоящему свободным может быть только человек с чистым разумом.
Исковеркано понятие любви. Как только не используют это слово, которое в действительности означает жертвенный подвиг человека во имя своих ближних.
Различное понимание счастья у светских и церковных людей. Под счастьем все чаще подразумевают материальный достаток человека, внешнее благополучие, хорошее здоровье – всё вместе. Но в христианском мировоззрении человек не может быть счастливым, если кому-то рядом плохо, потому что счастье – это часть целого, часть общего благополучия.
Владыка говорил о справедливости, как о чувстве революционном, а потому опасном. Именно это чувство подталкивает людей к агрессивным действиям – погромам и революциям. Он, в частности, сказал, что запрос населения на социальную справедливость эффективно используется для политических провокаций.
Вновь им была затронута тема абортов как планирования семьи. Владыка Тихон посетовал, что браки совершаются часто, но семей не получается, создается одна видимость, потому что настоящая семья строится только на жертвенной любви.
Преподаватели и студенты задавали Владыке много вопросов. В частности, спрашивали о том, как Владыка пришел к мысли о монашестве, о том, каким было воспитание в его семье и даже о митрополите Питириме (Нечаеве), под началом которого Владыка Тихон трудился одно время в Издательском Совете Русской Православной Церкви.
В завершении беседы Владыка Тихон отметил, что молодому человеку важно как можно раньше правильно определиться в жизни и выбрать тот единственный верный путь, который позволит ему стать нравственным человеком.
Епархиальный медиа-центр, фото М. Пучкова