Телефон доверия

     

 
Паломнический центр Новосибирской митрополии

 

 
Видео

Медиа-центр Новосибирской митрополии

 

09.03.2019 | ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2019 году (11 марта – 27 апреля)

Особенности богослужения и календарь Великого поста.

Великий пост длится семь недель перед Пасхой. Он состоит из поста святой Четыредесятницы, установленной в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне, и поста Страстной седмицы – в память последних дней земной жизни Господа, Его страданий и смерти.

Великим постом более, нежели в другое время, Церковь зовет нас к покаянию. Другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Богослужение Великого поста отличается не только по своему характеру и внутреннему содержанию, но и по своему строю.

•  В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням. По субботам служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям - Литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта Литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы).
•  В Великий пост за седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах.
•  Во все дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва прп. Ефрема Сирина с земными поклонами. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду, после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.
•  Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (пассия) (в текущем году пассия в 4-ю Неделю Великого поста совершаться не будет по причине совпадения 4-й Недели с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы). За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Господа Иисуса Христа. 

Все Недели и седмицы Великого поста имеют свое особенное содержание.

Святая Четыредесятница
(начинается с понедельника после масленицы и оканчивается пятницей шестой недели)

Седмица 1-я Великого поста (11 марта – 17 марта)

Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. И богослужение первых дней Великого поста более строгое, покаянное, менее торжественное.

Вечером в первые четыре дня Великого поста (11 марта – 14 марта) на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Этот канон называется великим и по содержанию, и по объему. Он содержит в себе повествование о различных эпизодах Ветхого и Нового Завета применительно к душе человеческой, к ее нравственному состоянию, побуждает воздерживаться от зла и ревновать о добродетели, подражая добрым примерам. Канон этот велик по силе покаянного чувства, весь он направлен к тому, чтобы побудить душу к покаянию.

В пятницу, 15 марта, после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон вмч. Феодору Тирону и освящение колива (вареная пшеница на меду). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой вмч. Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование вмч. Феодору Тирону.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 17 марта

В первый воскресный день (Неделю) Великого поста воспоминается торжественное восстановление почитания святых икон, которое имело место при греческой царице Феодоре в 842 году в первое воскресенье Великого поста. Тогда после периода иконоборчества восторжествовало православное вероучение. И с того момента было установлено совершать ежегодно празднование этому торжеству Православия, чтобы никогда более не было кому-то соблазна впасть в лжеучение.
В этот день совершается особое благодарственное молебное пение, в котором также Церковь молится о заблудших или отпавших, об обращении, возвращении их на путь истины. При архиерейском служении в кафедральных соборах в этот день к этому молебному пению прибавляется особый чин Православия, когда возглашаются анафемы различным ересям и лжеучениям, а после этого возглашается вечная память всем ревностно подвизавшимся православным христианам и особенно тем, кто много послужил для утверждения правой веры.

Седмица 2-я Великого поста (18 марта – 24 марта)

22 марта день памяти 40 мучеников в Севастийском озере мучившихся.

23 марта, в субботу 2-й седмицы Великого поста Церковь совершает особое поминовение усопших (родительская суббота).
Если во вселенские родительские субботы на первое место ставится поминовение всех усопших православных христиан и лишь в дополнение к этому поминовение наших усопших сродников, то в родительские субботы Великого поста поминовение сродников выдвигается на первое место.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 24 марта.

Святитель Григорий известен как защитник Православия против ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете, которым Господь сиял в Преображении на Фаворе. Просияв подвижнической жизнью, святой Григорий Палама оставил глубокие размышления и поучения о духовной жизни, особенно, о молитве.

В богослужении 2-й Недели и следующей за ней седмицы (3-й) Святая Церковь, как и во вторую подготовительную Неделю, обращается к притче о блудном сыне.

Седмица 3-я Великого поста (25 марта – 31 марта)

30 марта, в субботу 3-й седмицы Великого поста Церковь совершает особое поминовение усопших (родительская суббота).

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк. 8:34–9:1) – 31 марта.

Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Поскольку Великим постом мы как бы неким образом распинаемся, умервщляя свои страсти, испытываем чувство горести и можем унывать, то и предлагается для утешения и укрепления Крест. Взирая на Крест, мы вспоминаем, что претерпел ради нас Господь, и нам легче нести наши труды и тяготы. Крест Христов есть знамение победы и славы, он неразрывно связан с Воскресением и утешает нас упованием и надеждой, укрепляет в подвигах Великого поста.
На утрени после пения Великого славословия совершается вынос Креста из алтаря на середину храма для поклонения. Совершается троекратное поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим" и особых стихир. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы.

В богослужении 3-й Недели и следующей за ней седмицы (4-й) Святая Церковь, как и в первую подготовительную Неделю, обращается к притче о мытаре и фарисее.

Седмица 4-я Великого поста (1 апреля – 7 апреля)

В пятницу, 5 апреля, в конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

В субботу, 6 апреля, заупокойная служба не совершается в связи с предпразднством Благовещения.

Неделя 4-я Великого поста. Благовещение Пресвятой Богородицы. Прп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 7 апреля.

В четвертое воскресенье Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», который изобразил в своем произведении лествицу добродетелей и сам подвижнической жизнью показал пример добродетельного жития. Первая ступень этой Лествицы - страх Божий, высшая ступень - любовь.

По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоанна Лествичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера.

В день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы служится Литургия свт. Василия Великого.

В праздник на трапезе разрешается рыба.

Седмица 5-я Великого поста (8 апреля – 14 апреля)

«Стояние Марии Египетской» (чтение Великого канона прп. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 11 апреля, четверг (реально совершается накануне – 10 апреля, в среду вечером!). В этот день, 11 апреля, совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 13 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 12 апреля). Служба эта была установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Матери Божией. Слово "акафист" в переводе с греческого означает "неседальное пение", т.е. пение, при котором запрещается сидеть. Синаксарь этого дня говорит нам, что название это произошло от того, что люди в Константинополе, умоляя Матерь Божию спасти их от врагов, стояли в молитве стоя всю ночь.

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 14 апреля.

В пятую Неделю Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской, Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги этой великой святой, обращает наше внимание на глубину ее грехов, ее падения и на беспримерный подвиг ее покаяния.

Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (15 апреля – 20 апреля)

В пятницу седмицы вáий, 19 апреля – окончание Святой Четыредеся́тницы. "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое", - поет Церковь в этот день. В этот день оканчивается Святая Четыредесятница, но еще не закончился Великий пост, и Святая Церковь готовится к празднику Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а затем и к великим дням Страстной Седмицы.

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 20 апреля.

В субботу шестой седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, совершенного Господом за шесть дней до иудейской Пасхи, в которую Спаситель принял крестную смерть. Это чудо, совершенное на глазах множества людей, яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, веровали в Господа.

На Литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся..." Это связано с тем, что раньше в Лазареву субботу многие принимали святое крещение.

На трапезе в этот день разрешено вкушение рыбной икры.

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 21 апреля.

Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о произошедшем чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.
Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование.
Сам образ восшествия Господа в Иерусалим, несмотря на торжественность, был исполнен глубокого смирения и определенно указывал на то, что Царство Христово - "не от мира сего", что Мессия - не земной царь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (пальмовых ветвей или у нас верб).

Литургия совершается по чину свт. Иоанна Златоуста.

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
(22 апреля – 27 апреля)

Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим.
Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.

• Великий Понедельник (22 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

• Великий Вторник (23 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

• Великая Среда (24 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).

Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

• Великий Четверг (25 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.

В этот день совершается вечерня с Литургией свт. Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Патриарх совершает освящение мира.

• Великая Пятница (26 апреля). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы, после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».
Вечером в пятницу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя.

• Великая Суббота (27 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.

Утром совершается Литургия Светлой Субботы свт. Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (Мф. 28:1-20). После Литургии — освящение пасхальных яств.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 28 апреля
Светлая седмица - сплошная (29 апреля – 4 мая).

 

Поиск по сайту

 
Православный календарь

 
Мы ВКонтакте

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск   Православный молодежный клуб "ВОЗНЕСЕНСКИЙ"   Воскресная школа Вознесенского собора

 
Ссылки

Новосибирская митрополия

 
Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Вознесенский кафедральный собор
630132, Новосибирск, ул. Советская, 91
тел. +7(383)221-49-04, 227-07-46
электропочта: vsobor@inbox.ru