09.03.2019 | ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2019 году (11 марта – 27 апреля)

Особенности богослужения и календарь Великого поста.

Великий пост длится семь недель перед Пасхой. Он состоит из поста святой Четыредесятницы, установленной в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне, и поста Страстной седмицы – в память последних дней земной жизни Господа, Его страданий и смерти.

Великим постом более, нежели в другое время, Церковь зовет нас к покаянию. Другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Богослужение Великого поста отличается не только по своему характеру и внутреннему содержанию, но и по своему строю.

•  В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням. По субботам служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям - Литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта Литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы).
•  В Великий пост за седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах.
•  Во все дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва прп. Ефрема Сирина с земными поклонами. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду, после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.
•  Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (пассия) (в текущем году пассия в 4-ю Неделю Великого поста совершаться не будет по причине совпадения 4-й Недели с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы). За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Господа Иисуса Христа. 

Все Недели и седмицы Великого поста имеют свое особенное содержание.

Святая Четыредесятница
(начинается с понедельника после масленицы и оканчивается пятницей шестой недели)

Седмица 1-я Великого поста (11 марта – 17 марта)

Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. И богослужение первых дней Великого поста более строгое, покаянное, менее торжественное.

Вечером в первые четыре дня Великого поста (11 марта – 14 марта) на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Этот канон называется великим и по содержанию, и по объему. Он содержит в себе повествование о различных эпизодах Ветхого и Нового Завета применительно к душе человеческой, к ее нравственному состоянию, побуждает воздерживаться от зла и ревновать о добродетели, подражая добрым примерам. Канон этот велик по силе покаянного чувства, весь он направлен к тому, чтобы побудить душу к покаянию.

В пятницу, 15 марта, после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон вмч. Феодору Тирону и освящение колива (вареная пшеница на меду). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой вмч. Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Поэтому в пятницу на молебном каноне освящается коливо, а в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование вмч. Феодору Тирону.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 17 марта

В первый воскресный день (Неделю) Великого поста воспоминается торжественное восстановление почитания святых икон, которое имело место при греческой царице Феодоре в 842 году в первое воскресенье Великого поста. Тогда после периода иконоборчества восторжествовало православное вероучение. И с того момента было установлено совершать ежегодно празднование этому торжеству Православия, чтобы никогда более не было кому-то соблазна впасть в лжеучение.
В этот день совершается особое благодарственное молебное пение, в котором также Церковь молится о заблудших или отпавших, об обращении, возвращении их на путь истины. При архиерейском служении в кафедральных соборах в этот день к этому молебному пению прибавляется особый чин Православия, когда возглашаются анафемы различным ересям и лжеучениям, а после этого возглашается вечная память всем ревностно подвизавшимся православным христианам и особенно тем, кто много послужил для утверждения правой веры.

Седмица 2-я Великого поста (18 марта – 24 марта)

22 марта день памяти 40 мучеников в Севастийском озере мучившихся.

23 марта, в субботу 2-й седмицы Великого поста Церковь совершает особое поминовение усопших (родительская суббота).
Если во вселенские родительские субботы на первое место ставится поминовение всех усопших православных христиан и лишь в дополнение к этому поминовение наших усопших сродников, то в родительские субботы Великого поста поминовение сродников выдвигается на первое место.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 24 марта.

Святитель Григорий известен как защитник Православия против ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете, которым Господь сиял в Преображении на Фаворе. Просияв подвижнической жизнью, святой Григорий Палама оставил глубокие размышления и поучения о духовной жизни, особенно, о молитве.

В богослужении 2-й Недели и следующей за ней седмицы (3-й) Святая Церковь, как и во вторую подготовительную Неделю, обращается к притче о блудном сыне.

Седмица 3-я Великого поста (25 марта – 31 марта)

30 марта, в субботу 3-й седмицы Великого поста Церковь совершает особое поминовение усопших (родительская суббота).

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк. 8:34–9:1) – 31 марта.

Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Поскольку Великим постом мы как бы неким образом распинаемся, умерщвляя свои страсти, испытываем чувство горести и можем унывать, то и предлагается для утешения и укрепления Крест. Взирая на Крест, мы вспоминаем, что претерпел ради нас Господь, и нам легче нести наши труды и тяготы. Крест Христов есть знамение победы и славы, он неразрывно связан с Воскресением и утешает нас упованием и надеждой, укрепляет в подвигах Великого поста.
На утрени после пения Великого славословия совершается вынос Креста из алтаря на середину храма для поклонения. Совершается троекратное поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим" и особых стихир. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы.

В богослужении 3-й Недели и следующей за ней седмицы (4-й) Святая Церковь, как и в первую подготовительную Неделю, обращается к притче о мытаре и фарисее.

Седмица 4-я Великого поста (1 апреля – 7 апреля)

В пятницу, 5 апреля, в конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

В субботу, 6 апреля, заупокойная служба не совершается в связи с предпразднством Благовещения.

Неделя 4-я Великого поста. Благовещение Пресвятой Богородицы. Прп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 7 апреля.

В четвертое воскресенье Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», который изобразил в своем произведении лествицу добродетелей и сам подвижнической жизнью показал пример добродетельного жития. Первая ступень этой Лествицы - страх Божий, высшая ступень - любовь.

По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоанна Лествичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера.

В день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы служится Литургия свт. Василия Великого.

В праздник на трапезе разрешается рыба.

Седмица 5-я Великого поста (8 апреля – 14 апреля)

«Стояние Марии Египетской» (чтение Великого канона прп. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 11 апреля, четверг (реально совершается накануне – 10 апреля, в среду вечером!). В этот день, 11 апреля, совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 13 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 12 апреля). Служба эта была установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Матери Божией. Слово "акафист" в переводе с греческого означает "неседальное пение", т.е. пение, при котором запрещается сидеть. Синаксарь этого дня говорит нам, что название это произошло от того, что люди в Константинополе, умоляя Матерь Божию спасти их от врагов, стояли в молитве стоя всю ночь.

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 14 апреля.

В пятую Неделю Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской, Святая Церковь воспоминает и прославляет подвиги этой великой святой, обращает наше внимание на глубину ее грехов, ее падения и на беспримерный подвиг ее покаяния.

Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (15 апреля – 20 апреля)

В пятницу седмицы вáий, 19 апреля – окончание Святой Четыредеся́тницы. "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое", - поет Церковь в этот день. В этот день оканчивается Святая Четыредесятница, но еще не закончился Великий пост, и Святая Церковь готовится к празднику Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а затем и к великим дням Страстной Седмицы.

Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 20 апреля.

В субботу шестой седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, совершенного Господом за шесть дней до иудейской Пасхи, в которую Спаситель принял крестную смерть. Это чудо, совершенное на глазах множества людей, яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, веровали в Господа.

На Литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся..." Это связано с тем, что раньше в Лазареву субботу многие принимали святое крещение.

На трапезе в этот день разрешено вкушение рыбной икры.

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 21 апреля.

Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему престоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о произошедшем чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.
Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование.
Сам образ восшествия Господа в Иерусалим, несмотря на торжественность, был исполнен глубокого смирения и определенно указывал на то, что Царство Христово - "не от мира сего", что Мессия - не земной царь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (пальмовых ветвей или у нас верб).

Литургия совершается по чину свт. Иоанна Златоуста.

Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
(22 апреля – 27 апреля)

Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим.
Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.

• Великий Понедельник (22 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

• Великий Вторник (23 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

• Великая Среда (24 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).

Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

• Великий Четверг (25 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.

В этот день совершается вечерня с Литургией свт. Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Патриарх совершает освящение мира.

• Великая Пятница (26 апреля). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы, после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы».
Вечером в пятницу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя.

• Великая Суббота (27 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.

Утром совершается Литургия Светлой Субботы свт. Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (Мф. 28:1-20). После Литургии — освящение пасхальных яств.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 28 апреля
Светлая седмица - сплошная (29 апреля – 4 мая).