07.06.2019 | ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения Господня видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви.

Вознесение Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа празднуется Русской Православной Церковью как один из великих двунадесятых переходящих праздников, в сороковой день от Пасхи. 

Событие Вознесения Господня подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян 1. 9-11).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян 2. 1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении Господнем в Евангелии от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди.

Краткое изложение события Вознесения Господня приводится в окончании Евангелия от Марка, где говорится, что Господь, после беседы с апостолами вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк 16. 19).

Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся на небеса и сел по правую сторону Бога Отца Своего, т.е. Его человеческая душа и тело приняли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет Вездесущим.

Вознесшись на небо, Иисус Христос по собственному Его обещанию невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут.

Что означает для верующего человека праздник Вознесения Господня?

По слову Святейшего Патриарха Кирилла: «Для нас праздник Вознесения — это великий праздник надежды. Во-первых, на то, что как Христос вознесся на небо с плотью, так и мы призваны в какой-то момент явиться во плоти в том мире, что будет означать жизнь в новых условиях, о которых сказано в Слове Божием: И будут новое небо и новая земля (Откр 21:1). Та же самая человеческая плоть, очищенная от греха силой Божией, Его благодатью, будет пребывать в том, новом мире, которому не будет конца. И для того чтобы мы могли воспользоваться Божественной милостью, которая явлена нам в Иисусе Христе, Который искупил наши грехи и преобразовал нашу плоть по закону первозданному, тому самому, который был положен в основу бытия всего космоса и рода человеческого, — мы должны быть приобщены к обновленной человеческой природе. Но для этого нужно, чтобы и мы прошли часть своего пути. Господь ее прошел, Он пострадал, умер, воскрес, а мы, обладая этой Божественной очищенной человеческой природой, не должны омрачать ее грехом, не должны ее разрушать. Мы должны образ Божий, запечатленный в этой природе, развить в богоподобие. В этом смысл нашей жизни, и потому, может быть, главный вывод из сегодняшнего дня — мы должны сторониться греха, уходить от него, преодолевать его усилиями своей воли, своей мысли, молитвой, приобщением Святых Христовых Таинств. Мы должны преодолевать свои слабости, чтобы грех не разрушил первозданное достоинство нашей человеческой природы, которое освобождено во Христе от власти диавола, но не освобождено от нашего свободного произволения.

Празднуя великий праздник Вознесения, мы устремляемся мыслями в таинственное будущее, когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор 15:28), когда придут новое небо и новая земля и когда люди, которые в этой земной жизни были способны побеждать грех, творить дела милосердия и правды вместе со Спасителем, будут пребывать в этом таинственном для нас мире, который мы именуем Царствием Небесным. Аминь» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня).

Тропарь праздника Вознесения Господня:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.