19.06.2019 | Соборная икона Иверской Божией Матери

 

В Вознесенский кафедральный собор вернулась отреставрированная икона Иверской Божией Матери.

В августе прошлого года икону Божией Матери «Иверская», которая находится в левом пределе Вознесенского кафедрального собора, передали на реставрацию в художественную иконописную мастерскую «Венец». И только накануне Пасхи икона вернулась на прежнее место.

Руководитель мастерской «Венец» Наталья Николаевна Изаак рассказала, что изначально икону хотели украсить серебром. Но когда образ начали исследовать, то оказалось, что со временем на нем появились существенные изъяны, которых не было видно, когда он находился под стеклом. Кроме того, икону подновляли, или, как говорят реставраторы, поновляли. «Во многих местах иконы неудачно был показан свет, из-за чего, к примеру, на хитоне Младенца образовалось пятно, пальцы у Богородицы и Mладенца были записаны, на одном глазу и у Богородицы, и у Младенца по совершенно непонятной для меня причине отсутствовали ресницы. Икона была покрыта окислившейся поталью, которую использовали для имитации сусального золота, и лаком, со временем кристаллизировавшимся. Местами на иконе образовались трещины», – отметила Наталья Николаевна.

В результате, прежде чем украсить икону серебром, было решено реставрировать.

Во время реставрационных работ пришлось размягчать неродной лак специальным раствором, очищать, выравнивать, грунтовать, снимать поновления. Это был весьма кропотливый труд. Но как раз он-то и привел к удивительному открытию: икона оказалась афонского письма!

«Когда сняли все поновления и загрязнения, вскрылись удивительные воздушные, небесные цвета. Изображенные тени были легкими и прозрачными. Это было что-то солнечное, неземное. Показался красивейший орнамент. Икона буквально расцвела. Такими красками пользовались только на Афоне», – подчеркнула руководитель мастерской. Она добавила, что на обороте иконы небольшой участок доски закрашен толстым слоем масляной краски – вероятно, на этом месте стоит печать горы Афон.

Реставрация была завершена к празднику Рождества Христова, однако икону еще предстояло украсить серебром.

Ювелиры мастерской вытягивали и закручивали в жгут проволоку для каркаса, на него напаивали черненные изящные элементы, изготавливали корону и звезды, трехъярусные цветы с перламутровыми лепестками, обрамляли жемчугом венцы Богородицы и Младенца, украшали их гранатами, сапфирами, цирконами, закрепляли серебряные буквы.

К празднику Святой Пасхи икона Пресвятой Богородицы «Иверская» вновь была установлена в левом пределе кафедрального собора к великой радости христиан.