Телефон доверия

     

 
Видео

Медиа-центр Новосибирской митрополии

 
Паломнический центр Новосибирской митрополии

 

 

28.11.2019 | Рождественский пост

Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.  

Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост иногда называют Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

По своему Уставу о пище Рождественский пост не такой строгий как Великий. Во время Рождественского поста по церковному уставу следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты). Традиционно мирянами в дни Рождественского поста рыба исключается из пищи только в среду и пятницу, а также в последние дни поста, время предпразднства Рождества Христова — со 2 по 6 января включительно. 

Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

Богослужения Рождественского поста не представляют собой особого литургического периода, подобно Великому посту. Тема приближающегося Рождества Христова в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно.

В начале поста ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира.

Далее, в два воскресенья перед Рождеством Христовым, Церковь вспоминает святых праотцев и святых отцев. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на Литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея.

Наконец, 2 января Церковь начинает предпразднство Рождества Христова, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.

Поиск по сайту

 
Православный календарь

 
Мы ВКонтакте

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск   Православный молодежный клуб "ВОЗНЕСЕНСКИЙ"   Воскресная школа Вознесенского собора

 
Ссылки

Новосибирская митрополия

 
Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Вознесенский кафедральный собор
630132, Новосибирск, ул. Советская, 91
тел. +7(383)221-49-04, 227-07-46
электропочта: vsobor@inbox.ru