17.01.2020 | О святой воде

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, отгоняет злых духов. 

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Сам Господь погрузился в Иордан и освятил все естество воды.

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия? Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту, низводит на воду молитвой благословение Господне, благодать Святого Духа.

Великое освящение воды в праздник Крещения Господня происходит два раза – в Крещенский сочельник и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Богоявленская или крещенская святая вода называется в православии великой агиасмой, т.е. «святыней».

Будучи великой святыней, хранить и принимать крещенскую воду стоит определенным образом. Главное правило гласит, что принимая подобную святыню, категорически запрещается ругаться, ссориться, допускать греховные мысли и поступки. Употребляют ее понемногу и натощак, прочитав соответствующую молитву и осенив предварительно себя крестным знамением, но при особой нужде в помощи Божией – во время серьезных болезней и нападении злых сил – принимать крещенскую воду можно и нужно в любое время. Используют святую воду и для окропления жилищ.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Тайнам, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». 

Хранить святую воду следует рядом с другими освященными предметами, желательно возле домашнего иконостаса.

Особая святость крещенской воды заключается для многих, прежде всего, в том, что на протяжении долгого времени она сохраняет все свои свойства, оставаясь спустя многие месяцы, а то и годы – свежей и пригодной для употребления. Еще в IV веке об этом говорил свт. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Если крещенская вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать её в раковину или канализацию нельзя – только в природный источник – в ручей или реку – туда, где есть течение, или в непопираемое место.

Известно об еще одном удивительном свойстве святой воды: добавленная в небольшом количестве к обычной воде, она передает свои благодатные свойства всему объему. Существует благочестивая традиция разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.