12.02.2020 | Праздник Трёх святителей

12 февраля 2020 года, в день Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в Вознесенском кафедральном соборе состоялись праздничные богослужения. 

Божественную литургию совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении иерея Андрея Андриевского, иерея Бориса Градова, протодиакона Иоанна Филиппова, диакона Сергия Ходаковского.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением И.Ю. Маточкиной.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Андриевский.

По окончании Божественной литургии был отслужен праздничный молебен.

11 февраля, накануне праздника, всенощное бдение в соборе возглавил протоиерей Борис Свинин.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

История праздника относится к временам правления византийского императора Алексея I Комнина (конец X - начало XI вв.), тогда в Константинополе шли дискуссии о первенстве между отцами Церкви. По преданию, святителю Иоанну Мавроподу во сне явились сразу три святителя и велели установить общий день празднования их памяти, потому что все они одинаково равны перед Богом: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба других. Поэтому, повели тем, кто спорит из-за нас, прекратить споры, ибо как при жизни, так и после смерти, мы заботимся о том, чтобы привести к миру и единомыслию края Вселенной».

Святые жили в IV веке, в то время, когда Церковь была терзаема арианской ересью. Арий и его последователи решили ввести новое учение о том, что Сын Божий не равен Богу Отцу, что Иисус Христос является творением Божиим. И на защиту Святой Троицы восстали эти три великих учителя Церкви, которые во всеуслышание подтвердили изначальную веру Церкви в то, что Бог един, но Он един в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Что Сын Божий не меньше Бога Отца, Дух Святой не меньше Отца и Сына, но три Лица Святой Троицы единосущны, равны, достопоклоняемы и досточестны, между ними нет никакой иерархии, и мы поклоняемся единому Богу, в Троице славимому.

Не так просто было подтвердить эту истину, потому что ересь колебала христианский Восток в течение почти всего IV века. На долю этих святителей выпала защита евангельской веры, и поэтому мы прославляем их как великих вселенских учителей и святителей. Учения трех святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимаются Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Очень важно, чтобы мы, слыша их имена, не просто прославляли этих святых как неких далеких от нас защитников веры в очень далеком уже IV веке, но обращались к их творениям и получали из них духовную пользу, потому что труды этих святителей не менее актуальны сегодня, чем шестнадцать веков назад.

Фото М. Пучкова.