26.02.2020 | ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году (2 марта – 18 апреля)

Особенности великопостного богослужения и календарь Великого поста. 

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению. Он состоит из поста святой Четыредесятницы (первые сорок дней), установленной в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне, и поста Страстной седмицы (точнее 6 дней перед Пасхой) – в память последних дней земной жизни Господа, Его страданий и смерти. Между ними находится Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Таким образом, Великий Пост всегда длится семь недель (вернее 48 дней).

Особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Через его молитвословия красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. В тоже время великопостное богослужение имеет по преимуществу покаянный характер. Великим постом более, нежели в другое время, Святая Церковь зовет нас к покаянию. Любовь Божественная зовет душу человека восстать сна, от духовной спячки, припасть к Небесному Отцу в покаянии и смирении. Покаяние неотделимо от смирения, сознания своей немощи, греховности, осознания невозможности ничего изменить без помощи Божией.

Богослужение Великого поста отличается не только по своему характеру и внутреннему содержанию, но и по своему строю. Основные особенности:

  • В дни Великого поста Литургия, на которой совершается освящение Даров, Евхаристия, служится только по субботам и воскресным дням. По субботам служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, по воскресеньям - Литургия святителя Василия Великого. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров (также эта Литургия служится в четверг 5-й седмицы, в первые три дня Страстной седмицы).
  • В Великий пост за седмицу дважды прочитывается вся Псалтирь. Кафизмы читаются не только на вечерне и утрени, но и на часах.
  • Во все дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду, после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.
  • Вечером во 2, 3, 4 и 5 воскресенья Великого поста совершается особая служба — вечерня с акафистом Страстям Христовым (пассия). За этим покаянным богослужением читаются евангельские отрывки о страданиях Господа Иисуса Христа.
  • В субботу 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста Церковь совершает особое поминовение усопших. Это родительские субботы.

Великий пост для христиан — это семь недель (седмиц) напряженного духовного труда. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Каждая из них заканчивается воскресным днем (Неделей), в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни Церкви или святого человека, чей подвиг Церковь почитает как особо значимый для всех христиан.

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому посту.

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА 2020 г.

1. Святая Четыредесятница (2 марта – 10 апреля)

Седмица 1-я Великого поста (2 марта – 8 марта)

Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. И богослужение первых дней Великого поста более строгое, покаянное, менее торжественное.

2 марта – начало Великого поста, чистый понедельник.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста ( 2 марта – 5 марта) за вечерним богослужением читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

6 марта, в пятницу после заамвонной молитвы (по окончании Литургии) совершается молебный канон великомученику Феодору Тирону и освящение колива (вареная пшеница на меду). Связано это со следующим случаем. В 362 году император Юлиан Отуступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты, которые продавались на рынках, кровью идоложертвенных животных. Но святой великомученик Феодор Тирон явился в сонном видении епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение императора и повелел ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

7 марта, в субботу первой седмицы Великого поста совершается благодарственное празднование великомученику Феодору Тирону.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 8 марта.

В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, императрица Феодора, по инициативе которой был созван собор, устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Затем диакон громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Седмица 2-я Великого поста (9 марта – 15 марта)

14 марта, в субботу 2-й седмицы Великого поста, Церковь совершает особое поминовение усопших (родительская суббота).
Если во вселенские родительские субботы на первое место ставится поминовение всех усопших православных христиан и лишь в дополнение к этому поминовение наших усопших сродников, то в родительские субботы Великого поста поминовение сродников выдвигается на первое место.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта.

Святитель Григорий известен как защитник Православия против ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете, которым Господь сиял в Преображении на Фаворе.
Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что святитель Григорий Палама раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В богослужении 2-й Недели и следующей за ней седмицы (3-й) Святая Церковь, как и во вторую подготовительную Неделю, обращается к притче о блудном сыне.

Седмица 3-я Великого поста (16 марта – 22 марта)

21 марта, в субботу 3-й седмицы Великого поста, Церковь совершает поминовение усопших (родительская суббота).

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная – 22 марта.

Третья Неделя Великого поста посвящена поклонению Честному и Животворящему Кресту. Поскольку Великим постом мы как бы неким образом распинаемся, умерщвляя свои страсти, испытываем чувство горести и можем унывать, то и предлагается для утешения и укрепления Крест. Взирая на Крест, мы вспоминаем, что претерпел ради нас Господь, и нам легче нести наши труды и тяготы. Крест Христов есть знамение победы и славы, он неразрывно связан с Воскресением и утешает нас упованием и надеждой, укрепляет в подвигах Великого поста.

На утрени после пения Великого славословия совершается вынос Креста из алтаря на середину храма для поклонения. Совершается троекратное поклонение Кресту с пением "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое Воскресение Твое славим" и особых стихир. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

В богослужении 3-й Недели и следующей за ней 4-й седмицы Святая Церковь, как и в первую подготовительную Неделю, обращается к притче о мытаре и фарисее.

Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная (23 марта – 29 марта)

25 марта, в среду четвертой, Крестопоклонной, седмицы, «преполовение» Святой Четыредесятницы.

27 марта, в пятницу, в конце изобразительных совершается поклонение Кресту, после чего Крест через Царские врата относится в алтарь.

28 марта, в субботу четвертой седмицы Великого поста, Церковь совершает поминовение усопших (родительская суббота).

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника (VI в.) – 29 марта.

В четвертое воскресенье Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», который изобразил в своем произведении лествицу добродетелей и сам подвижнической жизнью показал пример добродетельного жития. Первая ступень этой Лествицы - страх Божий, высшая ступень - любовь.
«Лествица» и по сей день остается одной из самых известных и читаемых книг у православных христиан. Поэтому Церковь чтит память ее автора, называя именем преподобного Иоанна 4-ю Неделю Великого поста.

Евангельское чтение этого воскресного дня повествует об исцелении Господом бесноватого отрока со словами, что злой дух "изгоняется только молитвою и постом". В основу богослужения 4-й Недели и последующей за ней 5-й седмицы положена притча о впадшем в разбойники, с которым сравнивается грешная душа, израненная и уязвленная, словно разбойниками, своими страстями. А исцеление, врачевания она может ожидать единственно от милосердия Спасителя.

Седмица 5-я Великого поста (30 марта – 5 апреля)

2 апреля, в четверг 5-й седмицы Великого поста, на утрени чтение полностью Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, с чтением жития преподобной Марии Египетской (реально совершается накануне – 1 апреля, в среду вечером!). И поэтому служба эта называется "Стоянием Марии Египетской" или "Мариино стояние", иногда же "Андреевым стоянием". В этот день ради чтения Великого канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

4 апреля - Похвала Пресвятой Богородице (Суббота Акафиста). На утрене пение Акафиста Пресвятой Богородице. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля). Служба эта была установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитой Матери Божией. Слово "акафист" в переводе с греческого означает "неседальное пение", т.е. пение, при котором запрещается сидеть. Синаксарь этого дня говорит нам, что название это произошло от того, что люди в Константинополе, умоляя Матерь Божию спасти их от врагов, стояли в молитве стоя всю ночь.

Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля.

В 5-ю Неделю Великого поста совершается память преподобной Марии Египетской. Святая Церковь дает в лице этой великой святой, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Евангельское чтение этого дня наши мысли уже обращает к Страданиям Христа и к Голгофе. Содержание богослужения 5-й Недели и следующей седмицы во многом заимствуется из притчи о богаче и Лазаре. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (6 апреля – 10 апреля)

Шестая седмица Великого поста уже готовит нас к празднику воскрешения праведного Лазаря и Входа Господня в Иерусалим, когда на утрени совершается освящение ваий - т.е. финиковых, пальмовых ветвей (или у нас - верб) - с которыми встречали люди Спасителя, грядущего в Иерусалим на страдания.

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества.

В этот день совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста. На трапезе разрешается вкушение рыбы.

10 апреля, в пятницу седмицы вáий, – окончание Святой Четыредеся́тницы. "Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое", - поет Церковь в этот день. В этот день оканчивается Святая Четыредесятница, но еще не закончился Великий пост, и Святая Церковь готовится к празднику Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, а затем и к великим дням Страстной Седмицы.

11 апреля - Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45).

В субботу 6-й седмицы Великого поста Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря Четверодневного, совершенного Господом за шесть дней до иудейской Пасхи, в которую Спаситель принял крестную смерть. Это чудо, совершенное на глазах множества людей, яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, уверовали в Господа.

На Литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся..." Это связано с тем, что раньше в Лазареву субботу многие принимали святое крещение.

На трапезе в этот день разрешено вкушение рыбной икры.

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий, иначе – Неделя «цветоносная», Ве́рбное воскресе́нье, Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля.

Совершив чудо воскрешения Лазаря, Господь Иисус Христос идет в Иерусалим, где Ему предстоит претерпеть страдания и принять крестную смерть ради нашего спасения. Множество народа собралось тогда в Иерусалиме перед праздником иудейской Пасхи. Конечно, слух о произошедшем чуде распространился быстро, и люди хотели видеть Чудотворца.

Приближаясь к Елеонской горе, Христос воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал путь одеждами и пальмовыми ветвями (вайями). Осел издревле служил на Востоке символом мира. Народ встречал Господа как Царя и победителя и восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Царь, грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" До этого момента Спаситель не объявлял Себя открыто, уклонялся от земных почестей. Теперь Господь не препятствовал этому искреннему и радостному выражению народных чувств, свершалась тайна Промысла Божия, сбывались древние пророчества, внимание всего народа обращалось на пришедшего Мессию. "Аще сии умолкнут, - камни возопиют!" - ответил Христос тем, кто советовал Ему остановить народное ликование.

Сам образ восшествия Господа в Иерусалим, несмотря на торжественность, был исполнен глубокого смирения и определенно указывал на то, что Царство Христово - "не от мира сего", что Мессия - не земной царь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к числу двунадесятых праздников. Все богослужение совершается только празднику, воскресная служба опускается. На утрени после Евангелия читается молитва на благословение ваий (пальмовых ветвей или у нас верб).

Литургия совершается по чину святителя Иоанна Златоуста. На трапезе разрешается вкушение рыбы.

2. Страстная седмица (13 апреля – 18 апреля)

Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим.

Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.

• Великий Понедельник (13 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

• Великий Вторник (14 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

• Великая Среда (15 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).

Последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (исповеди).

• Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери (16 апреля). В Великий Четверг свершилась Тайная Вечеря, на которой Господь преподал Таинство Своих Тела и Крови, Таинство святого Причащения. В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Евхаристии, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Все православные христиане стараются в этот день причаститься Святых Христовых Таин.

В этот день совершается вечерня с Литургией святителя Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных.

Вечером в четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

Патриарх совершает освящение мира.

Единственный день Страстной седмицы, когда разрешается растительная пища с растительным маслом.

• Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа (17 апреля). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.

День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).

Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными. Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. Во второй половине дня совершается вечерня с выносом Святой Плащаницы. После отпуста вечерни – малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы».

Вечером в пятницу совершается утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя.

• Великая Суббота (18 апреля). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.

Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день - это Великая и Святая Суббота. И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос - Слово Божие - снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали.

Утром совершается Литургия Светлой Субботы святителя Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (Мф. 28:1-20).

После Литургии — освящение пасхальных яств.

Вечером чтение Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница, на которой поется канон Великой субботы. Во время пения канона священнослужители переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Светлая седмица - сплошная (20 апреля – 26 апреля)