03.04.2020 | Утреня с Акафистом Пресвятой Богородице

3 апреля 2020 года, в канун субботы 5-й седмицы Великого поста, в праздник Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), митрополит Новосибирский и Бердский Никодим совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Вознесенском кафедральном соборе. 

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Борис Свинин, протоиерей Виталий Бочкарёв, протоиерей Пётр Кизюн, протоиерей Владимир Комаров, иерей Владимир Добринов, иерей Андрей Андриевский, иерей Борис Градов, иеромонах Макарий (Кулагин), протодиакон Александр Егоров, протодиакон Иоанн Филиппов, диакон Сергий Ходаковский, диакон Андрей Полковой.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н. В. Воронковой.

Суббота Акафиста – единственный день в Великом посту, когда богослужебный устав предписывает молитвословия в виде акафистного пения. Также, подчеркивая праздничность этого дня, устав полагает совершение чина утрени с пением Великого славословия.

Праздник Субботы Акафиста пришел к нам из Византии и связан с историей Константинополя. Император Константин Великий, основатель города, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой.

В VII-VIII веках Константинополь не раз подвергался нападениям со стороны персов, аваров и других врагов империи. Не раз окруженные тысячами врагов жители византийской столицы денно и нощно с усердием и плачем взывали к Небесной Заступнице. В одну из таких осад, во время Великого поста 626 года, когда ночью неприятельские силы с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. В ту же ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, воспел победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

То молитвенное усердие, с которым осажденные жители столицы обращались к своей Заступнице, осталось в названии появившегося тогда особого жанра литургической поэзии. Слово «акафист» в переводе на русский язык означает «неседальный», то есть это молитвословие, совершаемое с особым усердием, при пении которого не полагается сидеть.

Сначала праздник Акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни –риза и пояс Ее. Позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Окончательное закрепление празднования на пятой седмице поста случилось не раньше XI века.

Перейти в фотоальбом

Фото М. Пучкова