14.04.2020 | Богослужения Страстной седмицы

Последняя седмица перед Пасхой посвящена последним дням земной жизни Христа Спасителя, Его Страданиям и крестной смерти ради нашего спасения. Поэтому эта седмица и называется Страстнóй. А по важности и знаменательности свершившихся в ней событий, она также называется Великой, и каждый из дней ее именуется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник...

Богослужение этой седмицы, начиная с вечерни, которая служится вечером в Неделю ваий, постепенно ведет нас по стопам Господа, грядущего на вольную смерть. Со вниманием и благоговением Святая Церковь следует в эти дни за Христом Спасителем, вспоминая те события, которыми были наполнены последние дни земной жизни Христа.

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы положено на Часах прочитывать всё Евангелие (однако в приходской практике Евангелия первых трех евангелистов прочитываются в течение всего Великого поста, начиная со 2-й седмицы). Чтением Евангелий раскрывается вся жизнь Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой положено определенное Евангельское чтение. Читается Евангелие и на утрени. В эти дни Страстной седмицы Церковь вспоминает последние притчи и поучения, произнесенные Спасителем при Его земной жизни, в них сосредоточена вся суть христианского вероучения.

У понедельника, вторника и среды – общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворённых дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят, Боже, Богородицей (Ее молитвами) помилуй нас. Песнопение «Се Жених грядет» напоминает евангельскую притчу «О десяти девах», которые по-разному встретили жениха. Оно учит нас быть всегда трезвыми, бодрыми и готовыми к встрече с Христом.

На утрени в понедельник, вторник, среду и четверг поется светилен (эксапостиларий) "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшéнный, и одежды не úмам, да внúду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя". Это песнопение напоминает нам Евангельскую притчу о человеке, вошедшем на брачный пир в неподобающей одежде. Говорит о том, что для того, чтобы войти в Чертог Жениха, в Небесное Царство, необходимы светлые одежды добродетелей.

Начиная с Великого Четверга, все богослужение посвящено Крестному пути Спасителя. Службы эти совершенно особые, они не могут сравниться ни с какими более богослужениями, прежде всего, по внутреннему содержанию, хотя отличаются они и по форме.

Кратко о богослужении каждого дня недели перед Пасхой. 

Великий Понедельник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Последние ночи перед страданием Господь проводил вне Иерусалима. Возвращаясь в город утром из Вифании и почувствовав голод, Христос увидел смоковницу. Время смокв еще не наступило, но на этом дереве были листья, которые обычно появляются после плодов, поэтому можно было предположить, что это одна из поздних смоковниц, на которых плоды иногда держатся всю зиму. Эта же смоковница была бесплодна. Тогда Господь сказал: "Да не будет от тебя плода вовек", после чего дерево тотчас засохло.

По толкованию святых отцов, смоковница эта, во-первых, служит прообразом сонмища иудейского, у которого не нашел Господь плодов истинной веры и любви. А также бесплодная смоковница - есть и всякая душа, не приносящая духовного плода, за что будет осуждена. Святой Исидор Пелусиот также замечает, что райское Древо преслушания, плодов которого вкусили Адам и Ева, нарушив запрет Божий, было смоковницей. Из листьев этого древа они сшили себе и покров.

Вступив в город, Христос пошел прямо в храм, где обличил нарушающих благочиние, обративших притвор храма в торжище и изгнал торгующих.

В понедельник Страстной седмицы Святая Церковь вспоминает также ветхозаветного праведника - Иосифа Прекрасного - послужившего прообразом Страданий Господа. Праведный Иосиф был по зависти брошен братьями в мрачный ров, а затем продан ими в рабство в Египет за тридцать сребренников. Много претерпел Иосиф в Египте, был брошен в темницу, пострадав за целомудрие. Но Бог сделал его из раба господином. А когда на родине Иосифа сделался продолжительный голод, то праведник спас отца и братьев своих, пропитав их и простив братьям их грех против него. Так и Христос по зависти единоплеменных ему иудеев был предан за тридцать сребренников. И приняв Страдания, восстал из гроба, простив Своих врагов. Воцаряется над Египтом, т.е. над всяким грехом и до конца его побеждает, и всем миром обладает. И человеколюбно искупляет нас и питает Небесным Хлебом - Своею Живоносною Плотью (так повествует синаксарь Великого Понедельника)

Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров повествует о судьбе богоотступного народа иудейского, разрушении Иерусалима римлянами и о кончине мира. Кроме Евангелия также читаются отрывки из Ветхого Завета. Главное место занимает начало книги Иова. Цитаты из этого древнего священного текста слышатся в храме почти всю Страстную седмицу, и это неслучайно. Иов считается самым совершенным праведником дохристианской эпохи, примером смирения и любви к Богу. А еще перенесенные им страдания во многом являются прообразом страданий Господа.

Великий вторник

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

Проведя опять ночь в Вифании, Христос продолжил беседы с народом в Иерусалимском храме. Об этом рассказывает нам Евангельское чтение Утрени Великого Вторника. Фарисеи, надеясь в чем-либо уловить и обличить Иисуса, подослали к нему своих людей, затем приступили и саддукеи. Но мудрые ответы Спасителя посрамили и тех и других. И опять Господь прикровенно указывает на то, что именно Он - Христос, ожидаемый Мессия. После этого, обращаясь к народу, Он произносит обличительную речь лицемерию фарисеев и книжников, завершая ее словами: "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не восхотели! Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне". После этого Христос вышел из храма, и больше уже не был в нем.

Во вторник Страстной седмицы песнопения Триоди напоминают нам Евангельские притчи - о десяти девах и о талантах. Синаксарь этого дня разъясняет смысл притчи о десяти девах. Девство - великий подвиг, но он не имеет цены без прочих добродетелей, без милости и любви. Под сном в этой притче разумеется смерть, после которой никто уже не сможет восполнить недостаток елея - дел милости. Эта притча побуждает нас всегда бдеть и быть готовыми к встрече Жениха благими делами, а прежде всего, милостыней. Ибо никто из нас не знает дня и часа своей кончины.

Евангельское чтение на Литургии Преждеосвященных Даров состоит из двух притч - о Десяти девах и о талантах. Они предупреждают христиан об огромной ответственности за каждый жизненный поступок и о причинно следственной связи в жизни человека.

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних.

Великая Среда

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час.

В среду Страстной седмицы на Утрени Евангельское чтение повествует нам о том, как еллины (т.е. обращенные в иудейскую веру из языческих народов) захотели видеть Иисуса. А Господь в ответ говорит о Своем служении, о Своем предстоящем страдании и смерти, о тайне спасения человеческого рода. "Настал час, да прославится Сын Человеческий... ныне душа Моя возмутися и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего: но ради сего часа Я пришел. Отче, прославь имя Твое! Прииде же глас с Небесе: и прославих и паки прославлю..." И далее: "Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети...", "Аз свет приидох в мир, да всякий верующий в Меня, во тьме не пребудет...", "Я не пришел, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир...".

В Великую Среду в песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии вспоминаются события этого дня: женщина, помазавшая Господа миром, и предательство Иуды. Когда Иисус был в Вифании, где проводил ночи, был Он в доме Симона прокаженного. Тогда подошла к Нему женщина (грешница, блудница) и возлила драгоценное миро на главу Спасителя. Ученики негодовали, что такое дорогое миро лучше было бо продать и раздать деньги нищим. Но Господь сказал им, что этим женщина приготовила Его к погребению и что во всем мире проповедью Евангелия будет рассказано о ее поступке. Напоминая о близости Своей смерти, Господь также хочет отвратить Иуду от предательства. Но сребролюбивый Иуда, которому в общине учеников было поручено носить денежный ящик (а Иуда тайно воровал из него), настолько был огорчен потерей прибытка, что окончательно подпал под действие и обольщение диавола. Тогда Иуда пошел к иудейским начальникам и предложил предать им Иисуса. Они же положили Иуде за это цену в тридцать сребренников.

Ветхозаветное чтение продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности.

В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Великий Четверг

УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого

ВЕЧЕРОМ: Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Утреня Великого Пятка

В Великий Четверток свершилась Тайная Вечеря, на которой Господь преподал Таинство Своих Тела и Крови, таинство святого Причащения. Пришло время иудейской Пасхи. Совершив все ветхозаветные обрядовые установления пасхальной вечери, совершив Пасху Ветхого Завета, Господь устанавливает Новый Завет и преподает ученикам святое Причащение. Благословив хлеб, Он подал его подал ученикам со словами: "Приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов". Затем благословив чашу с вином: "Пийте от нея вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов".

На этой вечери Христос также показал ученикам образец смирения, умыв им ноги. Об этом повествует Евангельское чтение утрени.

В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения, Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями. На Литургии Евангельское чтение более пространное и ведет нас дальше за Господом - в Гефсиманский сад, где Господь молился перед Своими Страданиями и был предан Иудой приведенным им стражникам.

На утрени - тропарь "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе!". Канон Великого Четверга. Светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой...". На 1-м часе читается пророчество ветхозаветного пророка Иеремии о страданиях Спасителя, в котором Христос сравнивается с агнецем, ведомым на заколение.

В этот день служится Литургия по чину святителя Василия Великого, соединенная с вечерней. Вместо Херувимской песни, вместо причастна и вместо "Да исполнятся уста наша..." поется песнопение "Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".

В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

В этот же день Патриарх совершает освящение мира – особого ароматического состава, который используют в Таинстве Миропомазания. 

Вечером четверга, на утрени Великого Пятка, читается 12 Евангельских чтений, повествующие о событиях этих дней, начиная с Тайной Вечери, затем о предательстве и страданиях Спасителя, Его крестной смерти и погребении. Эти Евангельские чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой.

Великая Пятница, Страсти Господни

УТРОМ: Царские часы.

ДНЕМ: Вечерня. Вынос Плащаницы.

ВЕЧЕРОМ: Утреня Великой Субботы с чином Погребения Плащаницы.

Великая Пятница, Великий Пяток - по-славянски. Крестная Пасха. С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей - иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства.

При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли - молчание, любовь, молитва.  "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей. 

Совершая в Великую Пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. В этот день положен строгий пост.

Утром совершаются Царские Часы - 1-й,3-й,6-й,9-й с пением особых тропарей и чтением ветхозаветных пророчеств, апостола и Евангелия об искупительном подвиге Христа Спасителя.

На вечерне, которая совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. На вечерне, при пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое..." священнослужители поднимают Плащаницу (плат с изображением Господа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносится на середину храма. Плащаница находится на середине храма до вечера Великой субботы.

Повечерие служится малое. На нем читается удивительный канон "Плач Богоматери при Кресте".

Великая Суббота

УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Великая Преблагословенная Суббота - так именует этот день Святая Церковь, воспевая на Литургии вместо Херувимской песни: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельские со всяким началом и властию, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия".

Тело Иисуса Христа было снято с Креста и погребено в пещере, принадлежавшей Иосифу Аримафейскому, тайному последователю Христа.

Синаксарь этого дня говорит, что Страстная седмица превосходит все дни Великого поста, но в самой Страстной седмице самый великий день - это Великая и Святая Суббота. И как при творении мира, создав в шестой день человека, в седьмой день Бог почил от всех дел Своих и освятил седьмой день. Так и ныне, Господь, в шестой день воссоздав истлевшую грехом человеческую природу, обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий день упокоился. Христос - Слово Божие - снисходит с плотию во гроб, сходит и во ад с нетленною и Божественною Своею душой. Но во аде Господня душа не могла быть удержана, искупительным подвигом Спасителя разрушена власть смерти. Христос изводит из ада души праведников, которые до этого времени там пребывали.

На Утрени Великой Субботы поется 17-я кафизма. После каждого стиха кафизмы поются или читаются краткие песнопения, посвященные искупительному подвигу Спасителя, Его погребению, прославляющие Господа. Называются эти песнопения "Похвалами". При пении 17-й кафизмы с "Похвалами" священнослужители с возженными свечами стоят перед Плащаницей. Молящиеся также стоят со свечами.

После пения Великого славословия при пении "Святый Боже..." Плащаница поднимается и выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг храма, чем изображается погребение Господа.

Литургия служится по чину святителя Василия Великого и соединяется с вечерней. После песнопения "Свете тихий" читаются 15 паремий.

На Литургии вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...", напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. Затем поется прокимен "Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе...", после чего читается Апостол. После апостольского чтения перед чтением Евангелия вместо "Аллилуия" поется стих из 81-го псалма: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех", перемежаясь с возглашением остальных стихов 81-го псалма. Во время этого пения в алтаре священнослужители меняют облачения с черных постовых на белые. Также меняются на белое облачения престола и аналоев в храме. Таким образом, к времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Господа, все облачается в светлые одежды.

Вместо Херувимской поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча...". Вместо "Достойно" - ирмос 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия".

Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью), после чего следует полунощница, на которое поется канон Великой Субботы.

По окончании полунощницы или во время ее, все священнослужители в облачении благоговейно переносят Плащаницу в алтарь и возлагают на престол. На престоле Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении.

В Великую Субботу на Гробе Господнем происходит чудо схождения Благодатного огня. Упоминания об этом чуде встречаются очень рано, с первых веков христианства.

Суббота – окончание Страстной седмицы.