Телефон доверия

     

 
Видео

Медиа-центр Новосибирской митрополии

 
Паломнический центр Новосибирской митрополии

 

 

24.06.2020 | Памяти митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея

"По характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает". 

В 1999 году исполнилось 75 лет со дня учреждения Новосибирской епархии. С 1943 по 1956 год епархией управлял выдающийся иерарх - митрополит Варфоломей (Городцев). Владыка Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцев) родился 5 июля 1866 года в Рязанской губернии, в семье священника. После окончания Рязанской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии он трудился на должности помощника инспектора Могилевской Духовной семинарии, а в 1892 году получил назначение в Тифлис, где был рукоположен во диакона и затем во священника. В этом городе отец Сергий Городцев прослужил 26 лет: труд на ниве просвещения, миссионерская деятельность, служение в разных храмах города, храмостроительство - вот далеко не полный перечень деяний священника, а затем протоиерея Сергия Городцева.

Революционные потрясения заставили отца Сергия покинуть Тифлис, с 1918 года он служил в Баку. Здесь в 1923 году он был арестован и выслан в Уфу, после пересмотра дела в 1924 году направлен в Соловецкий лагерь. В это время в бывшей обители преподобных Зосимы и Савватия находилось в узах множество архиереев, священников, монахов. После Соловков до начала 1931 года отцу Сергию пришлось побывать в ссылке в Барабинском округе Западно-Сибирского края. В 1931 году он был определен на жительство в город Богучары Воронежской области, затем служил в Клинском районе Московской области.

В 1942 году был пострижен в монашество с наречением имени Варфоломей и хиротонисан во епископа Можайского. В самый день хиротонии в награду за почти полувековую пастырскую деятельность новопоставленный епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа. 26 июля 1943 года он был назначен на Новосибирскую кафедру, где прослужил до самой своей кончины - 1 июня 1956 года. Светлая память о митрополите Варфоломее хранится многими православными сибиряками.

В 1943 году после известной встречи Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и Председателя СНК СССР И. В. Сталина положение Церкви в государстве было облегчено. Для связи между государственными и церковными структурами был создан Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. В областях и краях этот совет имел своих уполномоченных. Характеристика на архиепископа Варфоломея, посланная в Совет в марте 1949 года, - один из недавно рассекреченных документов архивного фонда Совета по делам религий, как назывался этот государственный орган позднее, предлагается читателям "Журнала Московской Патриархии".

Апостол Павел среди качеств, необходимых епископу, называл и "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Примером такого доброго свидетельства и является данный документ. В нем даже отрицательные с точки зрения его автора стороны деятельности Владыки Варфоломея являются подтверждением непреклонной веры святителя.

Публикацию и комментарии к ней подготовил протоиерей Виталий Бочкарев. Текст документа приводится без сокращений, с небольшими исправлениями.


Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 32. Л. 30-36. Машинопись, 2-й экземпляр.

Характеристика

на архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея

(Городцева Сергея Дмитриевича)


Архиепископ Варфоломей родился в июле 1866 года в селе Позднее бывшей Рязанской губернии в семье протоиерея, окончил в 1880 году духовное училище, в 1886 году - духовную семинарию (в Рязани) и в 1890 году - духовную академию (в Петербурге), ученое звание - магистр богословия, знает латинский, греческий, еврейский, немецкий и французский языки, посвящен в священнический сан в декабре 1892 года, возведен в сан архиепископа в 1942 году. Десять лет - с 1923 по 1933 год он отбывал административную высылку в городе Уфе, на Соловках, в Новосибирской области и в городе Богучары Воронежской области.

В июле 1943 года архиепископ Варфоломей был назначен управляющим Новосибирской и Барнаульской епархией, прибыл в Новосибирск в августе 1943 года.

Архиепископ Варфоломей - фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины, благожелательно относится ко всему русскому и отрицательно - к немцам и вообще к инаковерцам, особенно к баптистам и католикам, ревностный служитель Православной Церкви, стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст.

В своих отношениях к советской власти архиепископ Варфоломей старается быть лойяльным1, но иногда в частых (должно быть, "частных". - Прим. авт.) и служебных разговорах и в проповедях высказывает реакционные мысли.

Например, в своих проповедях 23 марта 1947 года в Успенской церкви и 6 апреля того же года в Вознесенской церкви города Новосибирска архиепископ заявил, что наше отечество раскололось на две части - на верующих и безбожников, что только безумные люди могут говорить, что Бога нет. Он в этих проповедях призывал верующих не уклоняться в сторону безбожия и верить апостолам и проповедникам христианства, так как неверие - зло и с ним нужно бороться, и тогда неверующие будут посрамлены, всякий верующий должен уклоняться от мирского учения и его влияния. Он призывал верующих привлекать в церковь неверующих, особенно молодежь, отвлечь ее от мирского влияния.

В своем послании к верующим и духовенству по поводу Поместного Собора 1945 года архиепископ Варфоломей писал: "...и когда мы сами будем твердо и непоколебимо хранить догматы Святой Церкви нашей, то и наши пасомые будут таковыми же и вера святая будет сиять на нашей земле и все неправославно мыслящие и отступники от веры будут постыжены" (подчеркнутое из послания было изъято по согласованию с Обллито).

Факты арестов и высылок священнослужителей в прошлом архиепископ расценивает не как привлечение отдельных священнослужителей за антисоветскую деятельность, а как общую политику, проводимую тогда Советской властью и направленную на ущемление и преследование всего духовенства с целью полной ликвидации Церкви2.

В своих проповедях 1944 - 1947 годов неоднократно обращался с призывами к верующим родителям, чтобы они заставляли детей посещать церковь, учить молитвы, изучать Закон Божий и сами приводили своих детей в церковь для совершения обрядов крещения.

Такого рода призывы архиепископа среди некоторой небольшой части верующих вызвали недовольство. Это недовольство было высказано в анонимке, полученной мною в апреле 1947 года и в личной беседе отдельных верующих со мной.

По этому поводу я в апреле 1947 года беседовал с архиепископом, который заявил мне, что он действительно не раз обращался к верующим, чтобы родители вели своих детей в церковь, учили их молитвам и Закону Божию, вообще влияли на детей так, чтобы они были верующими гражданами. Делал это, как он объяснил, следуя примеру Господа, Который призывал христиан не препятствовать приходу к нему детей, и как пастырь и наставник. Поэтому от такого рода призывов к верующим он не может отказаться по своему внутреннему христианскому убеждению и так как это есть его пасторская3 обязанность.

После этой беседы архиепископ Варфоломей с такого характера призывами к верующим обращался значительно реже, преимущественно во время школьных каникул, а после получения указаний Священного Синода по этому поводу от 25 августа 1948 года - прекратил их.

Несмотря на свой преклонный возраст (ему скоро исполняется 83 года) и незавидное здоровье, архиепископ Варфоломей часто выезжает в подчиненные ему благочиния и приходы, очень часто сам совершает церковные службы в Вознесенской церкви (обязательно во все большие и малые церковные праздники и в воскресные дни), а если сам не служит, то все равно посещает церковь - будь-то утренняя или вечерняя служба, церковь не посещает в редких случаях, только когда чувствует себя серьезно больным или слишком утомленным.

Он много читает церковных книг, богословских трудов и книг по истории России, много пишет: статьи на богословские темы, статьи в "Журнал Московской Патриархии" и в сборники, издаваемые Патриархией, написал много акафистов, службу митрополиту Тобольскому Иоанну, разрешенную Патриархом к службе в церквах, находящихся в Сибири и на Дальнем Востоке, и два больших послания к духовенству и верующим приходов епархии.

За время своего архиерейства в городе Новосибирске (5,5 лет) архиепископ Варфоломей ни разу не брал себе отпуск для отдыха и лечения. Он считает, что как духовный наставник он не будет угоден Богу и не заслужит почетного места при загробной жизни, если не будет все время ревностно служить и отдавать свои силы на служение Богу и оставит духовенство и верующих вверенной епархии без своего руководства и наставничества.

В течение 1944 - 1948 годов архиепископ совершил более 30 поездок, в том числе 6-7 поездок в Москву и одну дальнюю поездку в города Хабаровск и Владивосток (1948 год), остальные - в подчиненные ему благочиния и приходы, посетил во время этих поездок свыше 20 приходов, причем некоторые из них (в городах Бийске, Красноярске, Барнауле, Иркутске и других) по 2-3 раза.

Поездками в приходы и благочиния им преследовались цели упрочения и поднятия авторитета Церкви и духовенства путем непосредственного влияния на верующих и непосредственного общения с ними, личного ознакомления с положением приходов и благочиний и устранения всех недостатков, которые, так или иначе, сказываются на авторитете Церкви и духовенства. Всякое ходатайство об открытии церкви или молитвенного дома архиепископ Варфоломей поддерживает без всякого разбора вплоть до анонимных ходатайств. Были случаи, когда он бывшим служителям культа поручал помочь создание группы верующих и оформление ходатайства (город Лебедевка, город Татарск и другие) или пытался то же самое сделать через священника действующей Вознесенской церкви, которого намеривался направить по вызову верующих для совершения треб (город Бердск).

В феврале 1946 года, накануне дня выборов в Верховный Совет СССР, духовенство Вознесенской церкви города Новосибирска в разговорах между собой и настоятелем подняло вопрос о необходимости несколько сократить церковную службу в день выборов, чтобы дать духовенству и верующим проголосовать раньше4. Узнав об этом, архиепископ Варфоломей строго и категорически запретил вести какие бы то ни было разговоры в церкви о выборах, и только уступив совету Вольяникова5, с большим сопротивлением согласился отменить раннюю обедню 10 февраля.

Архиепископ Варфоломей среди верующих пользуется значительным авторитетом, оказывает на них большое влияние, к его проповедям и словам верующие относятся с большим доверием и вниманием. Абсолютное большинство верующих характеризуют архиепископа Варфоломея как человека подвижнической жизни, скромного, с безупречным поведением, доступного, прекрасно знающего церковное богослужение во всех деталях, ревностного служителя Православной Церкви.

Действительно, архиепископ Варфоломей ведет скромный образ жизни, строго соблюдает монашеский обет, в частности в отношении пищи, совершенно не ест мясного, питается только овощами и рыбой, а во время поста - только овощами, разрешает себе выпить немного красного вина только в большие церковные праздники, хорошо на память знает порядок церковных служб и нередко, присутствуя в церкви, подсказывает, поправляет того или иного священнослужителя, весьма требователен к себе и к духовенству, когда речь идет о соблюдении обрядности, канонических правил, порядка церковной службы и христианской морали.

В качестве примеров, характеризующих отношение верующих к архиепископу, его авторитетности среди них можно привести факт проводов его в Москву в июне 1948 года6, когда много верующих - до 250 человек - пришли на вокзал проводить его, многие верующие были с цветами, часть старушек плакали, так как в связи с поездкой среди верующих распространились слухи, что архиепископ больше не вернется в Новосибирск.

Или другой случай: когда во время пасхальной службы в 1946 году у архиепископа произошел сердечный припадок и его унесли на квартиру, то около его дома собралась значительная толпа верующих, долго ожидавших сведений о его состоянии. Верующие разошлись лишь только после того, как им разъяснили, что врачами приняты меры и архиепископу стало лучше.
Духовенство церквей области относится к архиепископу Варфоломею с уважением, как к человеку преклонного возраста, богословски образованному руководителю и наставнику, имеющему большой опыт духовной службы, скромному в быту.

Однако значительная часть духовенства церквей города Новосибирска, преимущественно из лиц, ранее примыкавших к обновленчеству, недолюбливает его за консерватизм, за его жесткие требования не постригать волосы, усы и бороду, не носить костюмов, пальто и т. д., а ходить везде только в одежде священнослужителей - "нашей исконной одежде", как говорит архиепископ.

Недолюбливают его за то, что он часто проводит весьма продолжительные утомительные церковные службы, получившие название у духовенства и части верующих "монастырских служб". Некоторые из числа духовенства пытались повлиять на архиепископа в сторону сокращения продолжительности служб ссылками на утомительность их для верующих и духовенства и на то, что остается мало времени для совершения религиозных треб, но архиепископ Варфоломей остался непреклонен, заявив, что пропускать что-либо из церковных книг нельзя, в противном случае будет нарушен порядок службы, и что книги существуют для того, чтобы читать все написанное в них.

Многие праздничные и воскресные церковные службы действительно проводились с раннего утра до 2,5 часов, до 3 часов и даже до 3,5 часов, а с 5 часов - вечерняя служба.

Анонимка, полученная архиепископом Варфоломеем в июле 1947 года и написанная кем-то из священнослужителей, характеризует отрицательное отношение к нему этой части духовенства. В анонимке критиковались некоторые действия архиепископа и его отношение к духовенству. В ней указывалось, что архиепископ стоит далеко от священнослужителей, требует почестей и зачастую ненужного внешнего проявления почитания в тот момент, когда священнослужители до крайности утомлены, что архиепископ не интересуется жизнью духовенства, их бытом, нуждами, заставляет до утомления служить в церкви, не принимает мер к улучшению бытового, материального положения духовенства, не помогает в снижении налогов.

Настоятель Удинцев7 мне лично заявил во время беседы, что, хотя анонимку писал не он, но с содержанием ее он вполне согласен.

Подозреваемый в авторстве анонимки псаломщик Огнев был тут же уволен, а настоятель Удинцев переведен настоятелем меньшего прихода Успенской церкви. Сделано это было архиепископом Варфоломеем под влиянием своего секретаря Вольяникова, благодаря его настояниям.

Действительно, архиепископ Варфоломей любит всякое проявление к нему почитания, любит, чтобы его встречали при входе в церковь и на вокзале при возвращении из командировок, оказывая ему почести. И когда при возвращении из командировки (в 3-х случаях) духовенство и члены церковного совета не вышли встретить его на вокзале, он сильно расстроился, обиделся, был очень возмущен и дал строгую нотацию каждому в отдельности священнослужителю8. С духовенством архиепископ мало общается, но в вопросе налогов он всегда настойчиво поддерживает жалобы духовенства.

Эта же часть духовенства, недолюбливая секретаря архиепископа и благочинного Вольяникова (ныне епископ Никандр), недовольна тем, что архиепископ дал ему большие права, оказывает ему много послаблений и находится под большим влиянием Вольяникова. Духовенство считает, что фактически руководит епархией Вольяников. Это мнение имеет под собой почву, так как Вольяников пользуется большим доверием у архиепископа, который прислушивается к мнению Вольяникова, иногда предоставляет ему право распоряжаться от своего имени.

С проповедями архиепископ Варфоломей обращается к верующим часто (почти каждый раз, когда он совершает церковную службу).

Основное содержание его проповедей - религиозные темы, связанные с определенным церковным праздником или другим событием церковной жизни.

На основе того или иного материала из Ветхого и Нового Завета, Евангелия или события из истории христианской Церкви вообще и православной в частности архиепископ в своих проповедях старается убедить верующих в правильности православия, упрочить их религиозность, расширить круг верующих.

В ряде проповедей архиепископ наряду с религиозными темами обращался к верующим с патриотическими призывами: самоотверженно трудиться на благо Родины, честно выполнять свои государственные обязанности и обязательства, в 1943-1945 годах (до распоряжения Патриарха) призывал жертвовать на оборону страны, в фонд помощи инвалидам Отечественной войны и семьям погибших на фронте.

Много раз архиепископ Варфоломей обращался к верующим и обращается сейчас с проповедями, направленными против инаковерия, чаще всего против баптистов и католиков.

В заключение необходимо отметить, что архиепископ Варфоломей по характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает. Таким его характеризует духовенство и это подтверждается моими наблюдениями в процессе бесед с ним.

Уполномоченный Совета по делам
Русской Православной Церкви
при Новосибирском облисполкоме
СОЗОНЕНОК

№ 119. 2 экз.
19/III-1949

Примечания:

1 Так в тексте.

2 Созоненок не указывает на то, когда и где высказывал Владыка Варфоломей столь смелые и опасные для того времени мысли. В своей правоте Владыка мог убедиться и после прибытия на Новосибирскую кафедру, где в 1937 году были арестованы и расстреляны и его предшественник архиепископ Сергий (Васильков), и несколько десятков священников и мирян, и лично, когда сам находился в лагере. Впрочем, знали об этом многие, но очень немногие говорили.

3 Ошибка, должно быть - "пастырская". 

4 А собственно, зачем голосовать всем как можно раньше? Можно и после службы. А затем, чтобы городское или районное начальство могло отрапортовать, что 99,99% избирателей к 10 или 12 часам проголосовали и "отдали свои голоса за нерушимый блок коммунистов и беспартийных".

5 Вольяников Николай Федотович - архимандрит Никандр (1909-1956). Окончил юридический факультет Иркутского государственного университета. В январе 1944 архиепископом Варфоломеем рукоположен во священника, стал его секретарем. В феврале пострижен в монашество. Вскоре возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1949 года хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. С 31 июля 1952 года и до кончины - епископ Омский и Тюменский.

6 Владыка отправлялся на Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей. Слезы старушек были небезосновательны, их сердца чувствовали, что внешнее изменение церковно-государственных отношений не означает внутренней перемены в них. Например, отправлявшийся на то же Совещание будущий преемник митрополита Варфоломея митрополит Харбинский и Манчжурский Нестор (Анисимов) был арестован.

7 Удинцев Евгений, протоиерей. Родился около 1886 года, окончил Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей в 1913 году. С 1914 года священник. В 1919 году - священник Вознесенской церкви Томска. С 1922 года - активный обновленец. Был членом обновленческого Высшего Сибирского церковного управления. Служил до 1937 года. С 1937 по 1943 год работал в светских организациях. С 1945 вернулся на церковную службу. Был настоятелем Вознесенского кафедрального собора и Успенской церкви Новосибирска.

8 Такая оценка уполномоченным этих действий Владыки Варфоломея не совсем верна, так как выше Созоненок отмечал скромность архиепископа Варфоломея. Скорее всего, желание Владыки относительно многолюдных встреч и проводов объясняется миссионерскими целями: таким образом напомнить людям, иногда живущим в таких городах, где долгие годы не видели не только живого архиерея, но и священника, о существовании Церкви.

Библиография трудов

архиепископа Варфоломея (Городцева)

Каков должен быть характер современно-церковной проповеди // Православное обозрение. 1891. Сентябрь.

Четыре проповеди // Могилевские Епархиальные ведомости. 1891. № 10-11, № 12-13, № 18-19; 1892. № 18.

Мысли о посте // Могилевские Епархиальные ведомости. 1892. № 8-9.

Несколько слов о дневнике отца Иоанна Кронштадтского // Могилевские Епархиальные ведомости. 1892. № 25.

Несколько проповедей за 1893-1900 гг. // Духовный вестник Грузинского Экзархата.

Мысли о самоубийстве // Радость христианина. Кн. III. 1895.

Мысли пастыря о некоторых изречениях святого Апостола Павла, относящихся к пастырскому служению. Тифлис, 1903. Вып. II и III.

Пастырь-проповедник по святителю Иоанну Златоусту. Тифлис, 1903.

Как надо понимать возглас священника на утрени: "Слава Тебе, показавшему нам свет". Тифлис, 1930.

Акафисты:

  • Святому Апостолу Варфоломею. Баку, 1917.
  • Святому первомученику архидиакону Стефану (рукопись).
  • Святителю Филиппу, митрополиту Московскому (рукопись).

Книга Иова (Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги). Магистерская диссертация (машинопись, 562 с.).

Воплотившееся Слово Отчее - Единый Воссоздатель падшего человеческого естества (Новый Адам) (машинопись, 75 с.).

Речь при наречении во епископа Можайского (рукопись).

О богословствовании Святейшего Патриарха Сергия (рукопись).

Слово в полугодичный день поминовения Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 25-30.

Статья в день памяти со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 27-28.

Пастырское послание // ЖМП. 1946. № 5. С. 56-61.

Памяти Патриарха Сергия // Патриарх Сергий и его духовное наследство. МП. 1947. С. 206.

Служба Святителю Иоанну Тобольскому. Новосибирск, 1947.

Размышления о созидании в себе внутреннего человека (рукопись).

Объяснение чуда исцеления Гадаринских бесноватых (рукопись).

Сибирские святители:

  • Святитель Иннокентий, первый Иркутский епископ // ЖМП. 1948. № 2. С. 31-39.
  • Святитель Софроний, епископ Иркутский // ЖМП. 1948. № 3. С. 26-30.
  • Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири // ЖМП. 1948. № 3. С. 30-33.

Новогоднее пастырское послание // ЖМП. 1948. № 1. С. 70-72.

Некролог профессора Григория Петровича Георгиевского // ЖМП. 1948. № 4. С. 48-50.

О пастыреводительном характере творений святителя Димитрия, митрополита Ростовского // ЖМП. 1949. № 1. С. 54-58.

Первый шаг к миру // ЖМП. 1950. № 9. С. 6-7.

О пастырском благовествовании // ЖМП. 1950. № 6. С. 25-28.

О пастырском служении по святому Апостолу Павлу // ЖМП. 1950. № 1. С. 43-50; № 4. С. 54-59; № 5. С. 54-60.

Воскресение и прославление воплотившегося Слова // ЖМП. 1952. № 4. С. 35-39.

Искупительное значение страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа // ЖМП. 1952. № 3. С. 51-61.

Подвиг земной жизни Спасителя // ЖМП. 1952. № 2. С. 41-44.

Воплощение Сына Божия в плане домостроительства нашего спасения // ЖМП. 1952. № 1. С. 51-53.


Журнал Московской Патриархии, 1999, №6

Поиск по сайту

 
Православный календарь

 
Подать записки
Подать записки
 
Мы ВКонтакте

Вознесенский кафедральный собор г. Новосибирск   Православный молодежный клуб "ВОЗНЕСЕНСКИЙ"   Воскресная школа Вознесенского собора

 
Ссылки

Новосибирская митрополия

 
Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Вознесенский кафедральный собор
630132, Новосибирск, ул. Советская, 91
тел. +7(383)221-49-04, 227-07-46
электропочта: vsobor@inbox.ru