02.08.2020 | Неделя 8-я по Пятидесятнице

2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Божия Илии, в Вознесенском кафедральном соборе совершены праздничные богослужения.  

Накануне праздника всенощное бдение в соборе возглавил протоиерей Виталий Бочкарёв. Ему сослужило духовенство собора.

Праздничные богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.

В день праздника в Вознесенском кафедральном соборе совершили две Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию совершил иерей Андрей Андриевский в сослужении диакона Сергия Ходаковского, диакона Андрея Полкового.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением И.Ю. Маточкиной.

Позднюю Божественную литургию совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении протоиерея Георгия Патрина, протоиерея Петра Кизюна, протоиерея Димитрия Сальникова, протодиакона Александра Егорова, протодиакона Иоанна Филиппова, диакона Димитрия Донца, диакона Сергия Ясногородского.

Праздничные богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.

Проповедь перед причастием произнёс протоиерей Димитрий Сальников.

По окончании Литургии духовенством собора был отслужен праздничный молебен, который возглавил протоиерей Пётр Кизюн.


Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.

Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1–15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.