13.08.2020 | Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это один из четырёх многодневных постов церковного года и единственный посвященный Пресвятой Деве.

Успенский пост продолжается две недели – с 14 по 27 августа (включительно) и по степени строгости сравним с Великим постом.

О традициях Успенского поста известно с пятого века. В середине двенадцатого столетия его сроки были официально подтверждены на Соборе в Константинополе.

Прообразом Успенского поста стал пост Богородицы перед Её Успением. По преданию, архангел Гавриил за три дня сообщил Богоматери о грядущем времени Её кончины. Все эти дни Богородица молилась, радуясь о предстоящей встрече со Своим Сыном и Господом.

О смысле Успенского поста византийский богослов пятнадцатого века, святой Симеон Солунский, писал: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

В первый день Успенского поста празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней». Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. 

Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника оно заменяется или дополняется словом «изнесение». В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему.

19 августа празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник посвящен воспоминаниям события на Фаворе. Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни святой Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 19 августа потому, что 27 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 19 августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.

Успенский пост часто называют временем радости. Ведь как сама Богородица — идеал человека, так и конец Её земного пути — это идеальное представление об окончании жизни каждого христианина. «Успение» — это мирная кончина, сравнимая с погружением в сон. Тем самым Церковь подчёркивает — Дева Мария пришла к своей смерти подготовленной, душа Её была в мире, она простилась с дорогими Её сердцу людьми. Душа Богоматери без боли и страдания покинула тело и была принята Самим Господом. Успение Богородицы — это свидетельство о том, что после Воскресения Христова смерть лишилась своей необратимости, она теперь — начало новой жизни. Как говорил апостол Павел: «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».

Уход из земной жизни Богоматери стал началом Её нового пути — заступничества перед Господом за тех, кто молится и обращается к Царице Небесной.

Православные христиане постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы. Верующие стремятся хоть немного приблизиться к чистоте Царицы Небесной. В дни Успенского поста Церковь ещё раз восхваляет Пресвятую Богоматерь и призывает Её к милосердию и заступничеству.