27.11.2020 | 28 ноября – начало Рождественского поста

Празднование Рождества Христова (7 января) начинается с подготовительного периода.

28 ноября, за сорок дней до празднования события рождения во плоти Господа нашего Иисуса Христа, мы начинаем Рождественский пост, для того чтобы очистив душу и тело, должным образом войти в праздник и участвовать в великой духовной реальности Христова пришествия. Завершится Рождественский пост в Рождественскую ночь.

Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост называют также Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост.

Во время Рождественского поста по церковному уставу следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты). Традиционно мирянами в дни Рождественского поста рыба исключается из пищи только в среду и пятницу, а также в последние дни поста, время предпразднства Рождества Христова — со 2 по 6 января включительно.

Цель воздержания в пище, телесного поста – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Богослужения Рождественского поста не представляют собой особого литургического периода, подобно Великому посту. Однако период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Тема приближающегося Рождества Христова в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством Христовым, Церковь вспоминает святых праотцев и святых отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 2 января Церковь начинает предпразднство Рождества Христова, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Первой заповедью, данной Богом сотворенному им человеку в раю, была заповедь о посте. «Поелику мы не постились, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – говорит святитель Василий Великий.