13.06.2021 | Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

13 июня, в Неделю 7-ю по Пасхе, день памяти святых отцов I Вселенского Cобора, в Вознесенском кафедральном соборе совершили две Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию совершил протоиерей Виталий Бочкарёв в сослужении диакона Андрея Полкового.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением И.Ю. Маточкиной.

Позднюю Божественную литургию совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении протоиерея Петра Кизюна, протоиерея Владимира Комарова, иерея Андрея Андреевского, иерея Иоанна Ходаковского, протодиакона Иоанна Филиппова.

Праздничные богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.

Проповедь перед причастием произнёс иерей Андрей Андреевский.

Накануне праздника всенощное бдение в соборе совершил протоиерей Борис Свинин. Ему сослужило духовенство Вознесенского кафедрального собора.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой. 


В седьмое воскресенье после Пасхи Православная Церковь молитвенно чтит память святых отцов Первого Вселенского Собора.

Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы.

Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; святитель Спиридон, епископ Тримифунтский; и другие, почитаемые Церковью святые отцы. Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия.

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он был отлучен Собором от Церкви.

На Соборе был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа.

После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).