12.08.2021 | Успенский пост

14 августа начинается Успенский пост, установленный в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Это один из четырёх многодневных постов церковного года и единственный посвященный памяти Пресвятой Девы Марии.

Успенский пост продолжается две недели – с 14 по 27 августа, 28 августа - праздник Успения Пресвятой Богородицы. Заговенье на Успенский пост в четверг, 12 августа, так как 13 августа, пятница — день постный.

По степени строгости Успенский пост сравним с Великим постом.

Прообразом Успенского поста стал пост Богородицы перед Её Успением. По преданию, архангел Гавриил за три дня сообщил Богоматери о грядущем времени Её кончины. Все эти дни Богородица молилась, радуясь о предстоящей встрече со Своим Сыном и Господом.
О смысле Успенского поста византийский богослов пятнадцатого века, святой Симеон Солунский, писал: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».

14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней». При этом освящали воду. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях.

Также в этот день Православная Церковь отмечает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Оно было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.

В Русской Православной Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа (по старому стилю) 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

В этот день в храмах на утрене после великого славословия полагается вынос Креста и поклонение ему по чину Крестопоклонной Недели. По окончании Божественной литургии, по благочестивой традиции, совершается освящение мёда нового сбора.

19 августа празднуется Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Этот праздник посвящен воспоминаниям события на Фаворе. Перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками отправился на гору, где в чудесном Его Преображении пока только им троим была явлена Его Божественная природа. Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие начатки плодов нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. 

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.

Успенский пост часто называют временем радости. Ведь как сама Богородица — идеал человека, так и конец Её земного пути — это идеальное представление об окончании жизни каждого христианина. Душа Богоматери без боли и страдания покинула тело и была принята Самим Господом. Успение Богородицы — это свидетельство о том, что после Воскресения Христова смерть лишилась своей необратимости, она теперь — начало новой жизни. Уход из земной жизни Богоматери стал началом Её нового пути — заступничества перед Господом за тех, кто молится и обращается к Царице Небесной.