27.11.2021 | Рождественский пост

 28 ноября начинается Рождественский пост и заканчивается 6 января, накануне Рождества Христова. Пост длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же как и Великий пост.

Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост называют также Филипповым.

По словам блаженного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост.

Во время Рождественского поста по церковному уставу следует воздерживаться от продуктов животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты). Традиционно мирянами в дни Рождественского поста рыба исключается из пищи только в среду и пятницу, а также в последние дни поста, время предпразднства Рождества Христова — со 2 по 6 января включительно. 6 января, в Рождественский сочельник, установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду.

Цель воздержания в пище, телесного поста, – укротить чувственность плоти, чтобы она меньше влияла на духовную жизнь человека и не отягощала его страстями. Вместе с тем «поститься должно благоразумно, рассудительно, соображаясь с телесными силами, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы» (преподобный Амвросий Оптинский). Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. «При телесном посте, — пишет святитель Василий Великий, — чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...». 

Богослужения Рождественского поста не представляют собой особого литургического периода, подобно Великому посту. Однако период Рождественского поста отражается в церковной жизни рядом литургических особенностей, которые указывают на грядущий праздник.

Тема приближающегося Рождества Христова в богослужениях сорокадневного подготовительного периода появляется постепенно. В начале поста ни в одном из песнопений еще не упоминается о Рождестве, затем, пять дней спустя, накануне празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, в девяти ирмосах рождественского канона мы слышим первое извещение о приближающемся событии: «Христос раждается, славите!» Церковь возвещает таким образом приход Христа, воплощение Бога, Его вхождение в мир для спасения мира. Далее, в два воскресенья перед Рождеством Христовым, Церковь вспоминает святых праотцев и святых отцев: пророков и святых Ветхого Завета, которые подготовили пришествие Христа, претворив историю в ожидание спасения и восстановления человечества Богом. Наконец, 2 января Церковь начинает предпразднство Рождества Христова, литургическая структура которого подобна Страстной седмице перед Пасхой – потому что с рождения Сына Божия в виде Младенца началось Его спасительное служение ради нашего спасения, которое далее приведет к завершающей крестной жертве.