23.01.2022 | Богослужения Недели 31-й по Пятидесятнице, по Богоявлении

 

В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, день памяти святителя Григория, епископа Нисского, и святителя Феофана, Затворника Вышенского, в Вознесенском кафедральном соборе совершены воскресные богослужения.

23 января, в день праздника, в Вознесенском соборе совершили две Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию совершил протоиерей Пётр Кизюн в сослужении протоиерея Дионисия Кислинского, иерея Андрея Андреевского, диакона Андрея Полкового, диакона Димитрия Донца.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением И.Ю. Маточкиной.

Проповедь перед причастием произнёс протоиерей Дионисий.

Позднюю Божественную литургию в соборе совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении протоиерея Владимира Комарова, иерея Бориса Градова, протодиакона Александра Егорова, диакона Сергия Ходаковского.

Праздничные богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой и детский хор под управлением Т.В. Егоровой.

Проповедь перед причастием произнёс иерей Борис Градов.

Вечером 22 января, в канун праздника, всенощное бдение в соборе возглавил протоиерей Борис Свинин.

Ему сослужило духовенство Вознесенского кафедрального собора.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.


Святитель Феофа́н Затворник, Вышенский, (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую Духовную семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. — ректор СПДА.

В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.

Канонизирован в 1988 г., как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.


Фото М. Пучкова