01.02.2023 | Великий пост: подготовительный период

Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Подготовительный период к Великому посту в 2023 году длится с 5 февраля по 26 февраля. Четыре воскресных дня и три седмицы до начала Святой Четыредесятницы посвящены подготовке к подвигам поста, покаяния и усердной молитвы.

• 5 февраля - Неделя о мытаре и фарисее

На Литургии в этот день читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), в которой мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Приготовляя людей к посту и покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея указывает на истинное начало и основание покаяния и всякой добродетели – смирение, и на главный источник греха и препятствие к покаянию и добродетели – гордость.

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь на утрени, после чтения Евангелия, начинает петь стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста.

6 – 12 февраля - седмица сплошная. В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.

• 12 февраля - Неделя о блудном сыне

На Литургии читается евангельская притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32), который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся.

Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу. Церковь внушает, что истинная полнота и радость жизни человека заключается в его благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним.

На утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

13 - 19 февраля - седмица мясопустная, после нее уже прекращается вкушение мяса ("мясопуст" - мяса "отпуст", прекращение вкушения мяса).

18 февраля - вселенская родительская (мясопустная) суббота. Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан и особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.

• 19 февраля - Неделя мясопустная, о Страшном Суде

На Литургии читается Евангелие (Мф. 25: 31–46), которое напоминает о втором пришествии Христа и всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Церковь в стихирах и тропарях службы этой недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

20 февраля – 26 февраля - седмица сырная (масленица), сплошная. В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц.

Богослужение каждого дня этой седмицы готовит нас к предстоящему Великому посту. В среду и в пятницу сырной седмицы все богослужение совершается подобно великопостному и не совершается Литургия, читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» с поклонами.

• 26 февраля - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.

В Евангельском чтении этого дня (Мф. 6, 14–21) Святая Церковь говорит нам о необходимости прощения обид, смирении и неосуждении ближних, о том, что есть истинный пост. Без прощения ближних нельзя начинать подвиг поста и покаяния. Отсюда произошел обычай христиан в этот день просить друг у друга прощения, поэтому в просторечии этот день именуется Прощёным воскресеньем.

В богослужении этого дня воспоминается грехопадение Адама и Евы, изгнание их из рая за непослушание и невоздержание, сокрушение Адама, оплакивающего свое падение. Последний раз поется 136-й псалом. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Заговенье на Великий пост.