05.02.2023 | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

 

5 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Вознесенском кафедральном соборе совершили три Божественные литургии.

Раннюю Божественную литургию совершил протоиерей Пётр Кизюн сослужении протоиерея Владимира Комарова, диакона Сергия Ходаковского, диакона Евгения Жгулёва.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением И.Ю. Маточкиной.

Проповедь перед причастием на тему евангельского чтения произнёс протоиерей Владимир.

Позднюю Божественную литургию в соборе совершил протоиерей Борис Свинин в сослужении протоиерея Виталия Бочкарёва, протоиерея Димитрия Сальникова, протодиакона Иоанна Филиппова.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.

Проповедь перед причастием произнёс протоиерей Димитрий.

В Крестильном храме собора Божественную литургию совершил духовник воскресной школы иерей Борис Градов в сослужении диакона Илии Балтина.

В богослужении приняли участие учащиеся воскресной школы, преподаватели и родители.

Богослужебные песнопения исполнил детский хор под управлением Т.В. Егоровой.

За богослужениями были совершены молитвы о упокоении душ всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Вечером 4 февраля, накануне воскресного дня, всенощное бдение в соборе возглавил протоиерей Борис Свинин.

Ему сослужило соборное духовенство.

За богослужением пел архиерейский хор под управлением Н.В. Воронковой.


За несколько недель до начала Великого поста православные начинают подготовку к нему, и в первое подготовительное воскресенье вспоминают притчу о Мытаре и Фарисее.

Эта короткая, всего в несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:11—14)».

Во времена Господа фарисеи — это люди, которых отличала особенная набожность, у кого-то — фальшивая и показная, у кого-то — вполне искренняя. И Господь вовсе не осуждает в данном случае фарисея, а говорит, что мытарь «оправдан более». Мытарь для слушателей Господа Иисуса — пример явно дурного человека. Это сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его презирают и ненавидят все честные люди. Почему же именно он идет в свой дом «более оправданным»? Потому что он знает за собой, что он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной милости Божией. Поэтому он и готов ее принять.

Почему важно не считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно». Господь готов помиловать и самого дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам отгораживается от милости Божией. Невозможно помиловать того, кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того, кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».