История Вознесенского кафедрального собора Новосибирска
История храма в честь Вознесения Господня началась 9 марта 1912 года, когда на очередном заседании Городской Думы Новониколаевска было принято решение безвозмездно выделить участок земли площадью 1138 кв. саженей на постройку нового храма в районе Турухановской площади. Турухановскую площадь образовывали улицы Турухановская (современная улица Ленская), Переселенческая (1905 года) и Кабинетская (Советская).
Строительство храма непосредственно велось с декабря 1912 года до весны 1913 года. Строилась церковь с разрешения епархиального начальства – в то время приходы на территории современной Новосибирской области входили в Томскую епархию. Был образован комитет по постройке храма под председательством священника Александра Смычкова. Имя архитектора, проектировавшего церковь, не установлено. Известно лишь, что технический надзор за её постройкой осуществлял городской архитектор Фёдор Рамман. Изначально церковь была однопрестольной, деревянной, с колокольней в одной связке, крытая железом.
1913 год - дата «рождения» храма
6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новый храм на Турухановской площади в честь Вознесения Господня. Вознесенская церковь стала седьмым храмом в Новониколаевске. В народе бытовало второе название Вознесенской церкви – Турухановская.
В предреволюционные годы располагавшийся на северной окраине Новониколаевска Вознесенский храм был одним из беднейших и малопосещаемых храмов города. Согласно указу Святейшего Синода, штат Вознесенской церкви состоял из одного священника и одного псаломщика.
Первым настоятелем храма 1 апреля 1913 года стал священник Гавриил Лебедев. Он прослужил в храме до января 1915 года.
1 января 1915 года указом Преосвященнейшего Анатолия, епископа Томского, настоятелем Вознесенской церкви Новониколаевска был назначен священник Василий Курков. После 1923 года отец Василий не являлся настоятелем Вознесенской церкви (об этом свидетельствуют архивные документы), однако в этом храме он служил и молился до ареста в 1937 году.
Именно из доклада настоятеля Вознесенской церкви священника Василия Куркова благочинному новониколаевских церквей протоиерею Николаю Завадовскому от 16 марта 1915 года известно о положении прихода в то время: «Приход, по своему местоположению находится на окраине города и в большей своей части состоит из наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей. Население прихода самое разнообразное, что называется «с Камы и Волги»: здесь и татары и цыгане и зыряне, плохо говорящие по-русски, есть много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего, широко развито сектантство, благодаря чему духовенству на каждом шагу приходится встречать недружелюбие, а часто даже презрительно – враждебное отношение к себе и к своей работе. Прихожане, по своим занятиям, в основном чернорабочие, мелкие ремесленники, перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком, люди – материально совершенно необеспеченные». (ГАНО. Ф. Д-159. Oп. 1. Д.89. Л.4,4 об.)
В это время при приходе Вознесенской церкви числилось три начальных приходских училища Министерства народного просвещения.
Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни. Многие священники и верующие были репрессированы, духовное образование было прекращено.
После окончания гражданской войны в Сибири начался период административно-территориальных преобразований. В январе 1921 года было принято решение перенести административный центр Сибири из Омска в Новониколаевск.
В феврале 1922 года в составе Томской епархии было образовано Новониколаевское викариатство. Первым Новониколаевским архиереем стал епископ Софроний (Арефьев).
Тяжёлое положение Церкви в это время усугубил обновленческий раскол, возникший в мае 1922 года в результате насильственного устранения (ареста) Патриарха Тихона. Епископ Новониколаевский Софроний в сентябре 1922 года примкнул к числу сторонников обновления. Однако уже в октябре 1922 года владыка объявил о неподчинении Сибирскому Церковному Управлению и одновременно учредил Сибирскую митрополию с центром в Новониколаевске, а также возглавил её Временное Церковное Управление. Таким образом, в Сибири произошёл «раскол в расколе». По мнению властей, в число сторонников епископа Софрония «…вошло самое реакционное духовенство с принципами тихоновщины» [8, с. 75]. В ноябре 1922 года владыка Софроний был арестован и как «социально-опасный элемент» приговорён к двум годам заключения. После ареста епископа Софрония Новониколаевск становится центром сибирского обновленчества.
К середине 1923 года в Новониколаевске все храмы подчинились обновленческим архиереям [2, с. 22]. Однако, из обзора о деятельности духовенства на территории Сибири на 1 ноября 1923 года, известно, что «в это же время в Турухановской церкви Новониколаевска между „обновленцами” и „тихоновцами” произошла драка, после которой „обновленцы” покинули церковь, а оставшиеся „тихоновцы” освятили её».
В сентябре 1923 года был избран (не назначен, в связи с отсутствием православного архиерея!) на должность второго священника Вознесенского храма ранее служивший в селе Сенчанском иеромонах Сергий (Скрипальщиков) – один из первых деятелей по возвращению из „обновленчества” православных общин» [8, с. 81]. «За неприбытием избранного прихожанами настоятеля», отцу Сергию пришлось исполнять его обязанности и противостоять попыткам обновленцев отобрать церковь. В июне 1924 года прихожане просили Патриарха Тихона о награждении иеромонаха Сергия (Скрипальщикова) наперсным крестом: «...Отцу Сергию нужно было иметь большую выдержку и затратить громадную энергию, чтобы с одной стороны предупредить нежелатальные эксцессы со стороны верующих возмущенных грубым вторжением посторонних людей и оскорблением святыни. А с другой стороны, чтобы путем каких-либо необдуманных действий, не дать повода к расторжению договора на храм и передачи его обновленцам. Тем более, что всё Православное население с глубоким интересом следит за судьбой нашего храма. Считая, что в деле сохранения нашего храма большая заслуга принадлежит иеромонаху отцу Сергию, сумевшему за все время бурь и натиска направить поток к определенному руслу и проявившему большую энергию в деле сорганизования православно верующих людей, мы почтительнейше просим Ваше Святейшество о награде иеромонаха отца Сергия наперсным крестом» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 279. Л. 243 об.).
Для противодействия расколу Патриархом Тихоном и Священным Синодом в 1924 году учреждается самостоятельная каноничная Новониколаевская (с 1926 года Новосибирская) кафедра. На нее избирается архимандрит Никифор (Асташевский). Его архиерейская хиротония во епископа Новониколаевского была совершена 25 сентября 1924 года в Москве.
1924 год - Вознесенская церковь становится кафедральным собором
После прибытия в Новониколаевск епископа Никифора, Вознесенская церковь становится кафедральным храмом, так как величественный Александро-Невский собор был занят обновленцами. В истории Вознесенской церкви начинается новый период.
По благословению епископа Никифора около 1926 года к Вознесенскому храму был пристроен придел, освященный в честь небесного покровителя владыки в крещении — Святителя Николая Чудотворца.
На новообразованной кафедре епископ Никифор развернул активную деятельность по борьбе с обновленчеством и другими расколами. Служение владыки способствовало тому, что началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола. За ревностное служение Церкви владыка Никифор в 1927 году был возведен в сан архиепископа, а 18 апреля 1932 года становится митрополитом.
Затем наступили времена мученичества и исповедничества. В начале 30-х годов по епархии прошла первая волна массовых закрытий храмов и арестов духовенства, связанная с коллективизацией. В 1932 году был арестован и осуждён на 3 года келейник владыки Никифора архимандрит Сергий (Скрипальщиков). В списках священнослужителей Новосибирской епархии конца 1925 года - начала 1926 года [8, с. 279] отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска. В 1933 году к 5 годам лагерей были приговорены священники собора протоиерей Василий Курков и игумен Иосиф (Ливанов), к 5 годам ссылки регент собора Лыткин Павел Федорович. Они и другие новосибирские священнослужители и миряне осуждены были за организацию помощи находившимся в новосибирской пересыльной тюрьме священнослужителям.
По поводу арестов новосибирского духовенства в 1933 году митрополит Никифор писал митрополиту Сергию (Страгородскому): «Какой переполох произвела буря в православном мире г. Новосибирска, чем она угрожала, когда в Соборной церкви остался один священник, в Старо-Покровской общине – два, в Покровской ни осталось ни одного священника! Это в городе с 300 тыс. населением, из которого над долю православных приходов падает не менее 200 тысяч!» [8, с. 125].
Митрополит Никифор управлял Новосибирской епархией до мая 1935 года, когда в довольно преклонном возрасте (87 лет) был почислен на покой. Владыка не покинул Новосибирск, а прожил в городе ещё два года. 8 мая 1935 года на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ Томский Сергий (Васильков).
30 апреля 1937 года, в Великую Пятницу, митрополит Никифор скончался. Архиепископ Сергий в ночь с 1 на 2 мая совершил Пасхальное богослужение в Вознесенском кафедральном храме. Люди, пришедшие той ночью в Вознесенскую церковь ещё не знали, что следующая архиерейская служба в Пасхальную ночь в Новосибирске будет совершена только через 7 лет. На следующий день, в Светлый понедельник, состоялись похороны владыки Никифора. Множество людей прошло за гробом митрополита Никифора от Вознесенского храма до Успенской кладбищенской церкви, где и был похоронен владыка. Позднее на допросах в НКВД участники и свидетели этого события покажут, что собралось от трёх до четырёх тысяч человек [2, с. 26].
В ночь с 4 на 5 мая архиепископ Сергий и несколько священников и мирян были арестованы. После изучения архивно-следственных дел, известно, что вопрос об аресте новосибирского архиерея с частью духовенства был решён задолго не только похорон, но и смерти митрополита Никифора [2, с. 27]. Владыка Сергий был обвинен в руководстве церковно-монархическим контрреволюционным центром, организации диверсий и повстанческих групп, контрреволюционной агитации. Осужден 25 июня 1937 года Тройкой УНКВД по Запсибкраю и 29 июля расстрелян в Новосибирске. Вместе с архипастырем были арестованы и расстреляны: протоиерей Александр Аристов - священник Вознесенского храма, благочинный градских церквей; архимандрит Сергий (Скрипальщиков), служивший в то время в Никольского храма с. Новолуговое настоятелем; протоиерей Василий Вавилов - бывший настоятель Вознесенского храма; Щукин Тихон Акимович - секретарь приходского совета Вознесенского храма; другие священники и миряне - всего 8 человек.
Но уже днём раньше, 28 июля, в городе начались новые аресты священников и активных прихожан разных храмов. Из священнослужителей Вознесенской церкви были арестованы: протоиерей Василий Курков, в декабре 1936 года вернувшийся в Новосибирск; протоиерей Иоанн Боголюбов; священник Петр Матузков; протодиакон Григорий Солодилов. 15 августа они были осуждены по обвинению в участии в церковно-монархической организации и антисоветской агитации. 25 августа 1937 года расстреляны [8, с. 271-272].
После ареста архиепископа Сергия немногие остававшиеся действующими храмы Новосибирской епархии управлялись непосредственно Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским).
Из письма приходского совета Вознесенского кафедрального собора митрополиту Сергию, датированного августом 1937 года, известно, «что на тот момент в соборе служил всего один священник протоиерей Вячеслав Беляев, который с большим трудом совмещал исполнение треб с ежедневным богослужением, в связи с чем приходской совет пригласил для служения в соборе и зарегистрировал в горсовете еще двух священников из областных приходов – протоиереев Илию Седакова и Василия Екшибарова и направил заместителю Патриаршего Местоблюстителя прошение с просьбой благословить их служение, а о. Вячеслава назначить настоятелем. 4 ноября 1937 г. все трое также были расстреляны» [8, с. 127] по обвинению в принадлежности к контрреволюционной церковно-монархической шпионско-террористической организации. В один день с ними, по такому же обвинению, были расстреляны: протоиерей Иоанн Россов; священники: Василий Выхованец, Владимир Пешехонов, Евгений Смирнов; мирянин Тит Арсентьевич Дмитраков, сторож в доме архиепископа [8, с. 276-277].
«С октября 1937 г. единственным священником в Вознесенском кафедральном соборе был протоиерей Николай Сырнев, приглашенный на это место приходским советом (ранее служивший в дер. Инюшка). Ему приходилось совершать ежедневно (кроме одного дня в неделю) богослужение и многочисленные требы. В 1938 г. удалось даже произвести капитальный ремонт Вознесенского храма и реставрацию живописи. В марте 1939 г. за усердные труды о. Николай Сырнев по представлению церковного совета был митрополитом Сергием (Страгородским) утвержден в должности настоятеля и награжден митрой» [8, с. 106].
В мае 1939 года протоиерей Павел Протасов, служивший в Покровском храме, после закрытия храма и слияния общин Вознесенской и Покровской стал вторым священником кафедрального собора.
После того как большая часть священнослужителей и активных мирян Новосибирска была арестована прошла новая кампания по закрытию храмов и передаче церковных зданий под «культурные цели». В справке горисполкома Новосибирска от 25 сентября 1939 года отмечались в наличии Турухановская (она же – Вознесенская), Кладбищенская и Инюшинская церкви, в которых последние шесть месяцев нет богослужений «так как не имеется священнослужителя» [8, с. 149]. По-видимому, Вознесенская церковь в Новосибирске формально не закрывалась, но с осени 1940 года в ней уже не совершались богослужения, так как в сентябре 1939 года церковь значится как действующая, а 9 июля 1940 года Новосибирский горисполком обращался к общине верующих Вознесенской церкви, предлагая им временно передать церковное здание под хранение зерна [2, с. 30].
«В апреле 1940 г. в письме митрополиту Сергию протоиерей Павел Протасов писал: «Протоиерей Николай Сырнев пока не служит и в нашей области священников служащих я не знаю». Далее о. Павел сообщал о желании общины Успенской кладбищенской церкви г. Новосибирска перейти из «григорианства» в Православную Церковь и иметь своим священником о. Павла (прежний священник от службы отказался), на что и было получено благословение митрополита Сергия» [8, с. 107].
Таким образом, в результате кровавых репрессий 1937-1938 годов и закрытия храмов к 1941 году в Новосибирской епархии остался один действующий храм. Сохранилось решение горисполкома, согласно которому в декабре 1942 года приходскому совету Успенской церкви было разрешено горисполкомом принять на хранение и во временное пользование часть имущества нефункционирующей Вознесенской (Турухановской) церкви [8, с. 156-157].
Возобновление церковной жизни в епархии началось только с приездом назначенного 26 июля 1943 года на Новосибирскую кафедру архиепископа Варфоломея (Городцова). Владыка прибыл в Новосибирск 24 августа 1943 года, а 27 августа накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, совершил первое богослужение в Успенской церкви, на которое собралось огромное количество верующих [2, с. 31]. Успенская церковь стала временно кафедральным собором для назначенного архиерея. По распоряжению Патриарха Сергия архиепископу Варфоломею было поручено временное управление всеми сибирскими епархиями не имевшими архиереев.
1944 год - возобновление богослужения в Вознесенском храме
Еще до приезда владыки Варфоломея верующие новосибирцы возбуждали ходатайство о возобновлении богослужения в Вознесенской церкви. Теперь к этим ходатайствам присоединились просьбы архиепископа Варфоломея. В 1944 году владыка послал в Москву своего помощника архимандрита Никандра (Вольянникова), который «изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь». Постановлением Совета по делам Русской Православной Церкви от 23 февраля 1944 года Вознесенскую церковь было разрешено открыть. 13 апреля 1944 года, в Великий Четверг, в Вознесенском храме было совершено первое после многолетнего перерыва богослужение [2, с. 33].
Вот что пишет по этому поводу владыка Варфоломей в своем дневнике: «В марте месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет; но в этом году мой секретарь отец Никандр съездил в Москву, где нужно изложил нужды Новосибирска, имеющего при почти миллионном населении одну только маленькую Успенскую церковь. В конце шестой недели Великого Поста получено было решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, - иконостас, престолы, подсвечники и пр. - все оказалось в порядке; поэтому я, после того, как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма; и с Великого Четверга началась в нем служба - к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была теплая, тихая, свечи у всех горели, - картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму» [5, с. 57].
Несмотря на то, что церкви были порушены, почти все священнослужители репрессированы, но вера жила, оставалось много верующих людей, благодаря которым стало возможным возрождение церковной жизни. Вознесенский храм вновь становится кафедральным собором – центром восстанавливающийся церковной жизни всей Сибири.
В то же время Великая Отечественная война показала, что Русская Православная Церковь, несмотря на гонения и жесточайшие репрессии, всегда оставалась верной патриотическому служению своему народу. С первых дней войны в храмах начали возноситься молитвы о даровании победы над фашистами, которые сопровождались патриотическими проповедями, в которых верующие призывались не только молиться о победе, но и сражаться и трудиться для нее.
Новосибирские верующие в годы войны по призыву владыки Варфоломея, движимые желанием помочь Родине, не только трудились на оборонных предприятиях, но и собирали пожертвования на нужды обороны, теплые вещи и подарки для отправки на фронт, помогали семьям фронтовиков. 30 августа 1946 года, подводя итоги этой работы и представляя к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» своих ближайших помощников - архимандрита Никандра (Вольянникова) и протоиерея Николая Сырнева, владыка писал уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме П.Н. Созоненку: «от двух церквей Новосибирска внесено на нужды военного времени 2 546 582 рубля» [3, с. 4]. От Вознесенского кафедрального собора в период с 1944 по 1945 год на нужды армии и фронта поступило 1686 тысяч рублей. За патриотическую деятельность в годы войны архиепископ Варфоломей также был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
До начала 1947 года в Вознесенском храме имелось две кружки для пожертвований: одна – на содержание храма, вторая – в фонд помощи вдовам и сиротам войны.
В период с 1943 по 1994 год Новосибирские архипастыри носили титул – епископ Новосибирский и Барнаульский. В состав епархии входили Новосибирская область, Алтайский и Красноярский края, Кемеровская и Томская области, республики Тува и Хакасия. В разные годы владыке Варфоломею пришлось управлять и теми епархиями Сибири, где не было архиереев, поэтому в Вознесенском соборе начинали свое служение после хиротоний сотни священников, служивших впоследствии на огромных просторах от Урала до Тихого океана.
Много сил и средств употребил архипастырь для реставрации и благоустройства Вознесенского храма. В конце марта 1946 года на Вознесенскую церковь были подняты колокола. Уполномоченный Созоненок об этом событии писал: «В марте с.г. церковным советом Вознесенской церкви на одном из заводов 179 комбината куплен находящийся на складе завода церковный колокол весом 21 пуд. Этот колокол и 6 колоколов малого размера в 8 килограмм и меньше в конце марта подняты на церковь и производится колокольный звон». В это же время в Вознесенском соборе появился профессиональный хоровой коллектив, регентом стал Александр Федорович Каныгин.
В 1946 году, по благословению владыки, было начато строительство нового придела Вознесенского храма. 28 декабря 1947 года архиепископ Варфоломей торжественно освятил новый придел в честь преподобного Серафима Саровского.
Ослабление репрессий в отношении Церкви и активная деятельность владыки Варфоломея существенно оживили церковную жизнь в Новосибирской епархии. Вознесенский кафедральный собор в дни больших церковных праздников был переполнен не только верующими новосибирцами, но приезжавшими из отдаленных городов и сел. В отчетах уполномоченного сохранились следующие сведения о Пасхе 1949 года: «В праздник Пасхи в этом году церкви города посетило значительное количество молящихся, больше, чем в прошлом году. Так в Пасхальную всенощную в Вознесенском соборе было свыше 4500 человек, в Успенской церкви свыше 1500 человек... Из числа посетивших пасхальную службу более одной трети — жители ближайших сельских населенных пунктов. Обе церкви не смогли вместить всех желающих, много верующих и просто любопытных были в церковных оградах» [2, с. 35].
В 1949 году архиепископ Варфоломей был возведен в сан митрополита, а в 1952 году, во внимание к 60-летнему ревностному пастырскому служению, награжден правом ношения двух панагий.
Владыка Варфоломей проявил себя и как организатор монашеской жизни. В Вознесенском кафедральном соборе в конце 1940-х годов возникла община монашествующих сестер. Во время сильных гонений на Церковь Христову многие из благочестивых прихожан, стремившихся к подвижнической жизни, по благословению владыки Варфоломея несли различные послушания при кафедральном соборе: пели на клиросе, трудились на просфорне, в ризнице, в трапезной. Среди них были и подвижницы, отсидевшие за веру в лагерях [8, с. 181].
Огромной популярностью среди православных новосибирцев пользовались беседы владыки Варфоломея в Вознесенском кафедральном соборе после чтения акафиста в четверг и в воскресенье вечером. Беседы привлекали не только большое количество верующих, но и молодежь, почти ничего не знавшую о вере и Церкви. Обратил на них внимание и уполномоченный, который обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР, где получил указание запретить данные беседы. Митрополит Варфоломей после предупреждения уполномоченного в 1949 году писал по этому поводу жалобу Патриарху, который счел запрет уполномоченного Совета неправильным, т. к. по его мнению, они являются не внебогослужебными беседами, а обычными проповедями [8, с. 182]. После этого владыка Варфоломей до конца своей жизни, если позволяло состояние здоровья, старался проводить эти беседы.
В это время властями накладывались ограничения и на основную богослужебную деятельность Церкви. Так, в 1950 году уполномоченный П.Н. Созоненок, согласно инструкциям, полученным из Москвы, запретил проведение пасхальных крестных ходов (кроме, разумеется, Пасхальной ночи, когда крестный ход проводился) на Светлой седмице и в другие дни (престольные праздники). В архиве сохранилась телеграмма-молния, посланная настоятелем собора отцом Василием Озеровым и членами церковного совета Патриарху Алексию и Г.Г. Карпову с жалобой на эти действия П.Н. Созоненка. Но из Совета пришло секретное разъяснение для уполномоченного, в котором говорилось, что П.Н. Созоненок «поступил правильно, не допустив крестных ходов, кроме пасхальной заутрени, так как это соответствует указаниям, изложенным в письме Совета № 38». Созоненку предписывалось сообщить авторам телеграммы, что Совет согласен с его действиями. Чем закончился этот конфликт и как долго крестные ходы в Вознесенском соборе не проводились, пока не известно [2, с. 35-36].
Митрополит Варфоломей был человеком подвижнического, скромного образа жизни, доступным для верующих, ревностным и строгим служителем Церкви, строго соблюдавшим церковные каноны. Несмотря на свой преклонный возраст, недомогание и утомляемость службами, очень часто совершал богослужение в соборе сам. Всегда старался служить каждую воскресную и большинство праздничных служб. Если он не совершал богослужение, то приходил в собор и простаивал всю службу на виду у всех, что также привлекало в собор верующих. Не бывал он в церкви только когда чувствовал сильную усталость или недомогание [8, с. 182-183].
В 1956 году митрополиту Варфоломею должно было исполниться 90 лет. Физические силы постепенно стали его покидать. 1 июня 1956 года, в пятницу вечером, владыка Варфоломей ушел из жизни. Колокольный звон возвестил о кончине святителя, и уже через два-три часа трудно было подойти к архиерейскому дому. Трое суток гроб с телом почившего владыки стоял в храме, верующие Новосибирска и приезжие из других городов нескончаемым потоком шли прощаться со своим любимым отцом и молитвенником. Отпевание почившего архипастыря по благословению Святейшего Патриарха Алексия совершали архиепископ Иркутский Палладий и управлявший Омской епархией епископ Венедикт. Местом погребения митрополита Варфоломея стал устроенный им придел преподобного Серафима Саровского в Вознесенском кафедральном соборе. У его гробницы каждую пятницу, после вечернего богослужения, совершается заупокойная лития.
После кончины митрополита Варфоломея на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру 18 июля 1956 года был назначен митрополит Нестор (Анисимов). Новый управляющий Новосибирской епархией свое первое богослужение совершил в Вознесенском кафедральном соборе 17 августа.
Последующее десятилетие в истории православия в Новосибирске стало очень трудным временем. По всей стране началась новая кампания, стали закрываться храмы и монастыри, жизнь приходов подвергалась мельчайшей регламентации со стороны властей. Каждый свой шаг архиерей должен был согласовывать с уполномоченным. Например, чтобы послужить заштатному священнику с владыкой на праздник Рождества Христова или на Пасху нужно было испросить разрешения уполномоченного.
Несмотря на все трудности, препятствия, различные болезни, преклонный возраст митрополит Нестор часто служил и активно занимался епархиальными делами. По воспоминаниям А.В. Караулова, лично знавшего митрополита Нестора, «владыка возобновил регулярные архиерейские богослужения в Вознесенском кафедральном соборе и в кладбищенской Успенской церкви. Владыка умел придать службе особую атмосферу молитвенности и высокой торжественности. Это привлекало большие массы молящихся и, в том числе, молодежи. В службах участвовало до 20 иподиаконов, многие из которых впоследствии навсегда связали свою судьбу с церковью. Регентом был назначен Константин Павлючек (бывший регент Харбинской Скорбященской церкви в Доме Милосердия), что значительно повысило профессиональный уровень хора. В соборе зазвучали произведения Чайковского, Рахманинова, Гречанинова, Бортнянского, Веделя и др. Стали проводиться (2-3 раза в год) духовные концерты» [8, с. 186-187].
Оживление церковной жизни влекло за собой не только рост духовности населения, но и усложнение всей совокупности внутрицерковных отношений, взаимоотношений с религиозными общинами, опыт которых был за десятилетия гонений в значительной степени утрачен. В 1957 году в Вознесенском соборе разразился скандал вокруг председателя ревизионной комиссии общины Петрова. Дело дошло до того, что Петров подал в суд на епархиальное управление. Народный судья не принял жалобу, так как епархия не являлась юридическим лицом. Тогда Петров подал в суд персонально на митрополита Нестора. Такое поведение председателя ревизионной комиссии вызвало возмущение у прихожан собора. На приходском собрании он был снят с должности и исключен из членов общины [8, с. 187-188].
По благословению владыки Нестора в Вознесенском соборе над могилой митрополита Варфоломея было устроено надгробие.
Митрополит Нестор отличался нищелюбием, был святителем, неустанно заботившимся о вверенных ему пастырях и пастве, твердо стоящим в вере и Христовой истине. В это время остро ощущалась нехватка кадров духовенства. На территории сквера рядом с Вознесенским собором владыка планировал построить здание и открыть семинарию, но этого ему не удалось сделать. Однажды уполномоченный поднял вопрос о закрытии Успенской церкви, которая никогда не закрывалась. На это митрополит ответил: «Всю свою жизнь я только открывал храмы» [6, с.158].
Такой авторитетный и сильный духом святитель не устраивал местную власть. В прессе появились статьи, порочащие имя митрополита. Против владыки Нестора была настроена и «двадцатка» в Вознесенском соборе (группа мирян, являющаяся юридическим лицом прихода). В первый день Великого поста 1958 года во время чтения Великого канона Андрея Критского в соборе произошло смятение. Несколько женщин-кликуш с бранью и нечленораздельными воплями набросились на владыку и сорвали с него клобук и мантию. В связи с возникшей враждой среди клириков и служащих кафедрального собора настоятель протоиерей Алексей Осипов указом митрополита Нестора был отчислен за штат, но вскоре был назначен на место своего прежнего служения в храм с. Новолуговое. В настоящее время сложно установить причину происшедших событий. Возможно, это было провокацией, устроенной агентами КГБ, с целью дискредитации и устранения неугодного архиерея [8, с. 188].
8 сентября 1958 года Святейший Патриарх и Священный Синод постановили «…во избежание возможных непоправимых последствий, гибельных для здоровья и архипастырского достоинства Преосвященного митрополита Нестора … освободить митрополита Нестора от управления Новосибирской епархией с увольнением его для восстановления здоровья на покой, с жительством и служением в Жировицком монастыре Минской епархии» [8, с. 189].
Митрополита Нестора на Новосибирской кафедре сменил епископ Донат (Щеголев). Служение епископа Доната пришлось на трудные годы хрущевских гонений на Церковь. Усиление атеистической пропаганды, кампания по закрытию храмов, постоянные провокации сопровождали недолгие годы его пребывания в Новосибирске.
Вмешательство государства в дела Церкви в те годы проявлялось и в снятии неугодных священнослужителей с регистрации, что делало невозможным их служение. 18 июня 1959 года уполномоченный по делам РПЦ снял с регистрации настоятеля Вознесенского собора протоиерея Александра Тугаринова, поводом для чего послужила его "активная антисоветская деятельность в прошлом", а также "попытка скрыть имевшие место в церкви случаи снятия в ночное время советского флага, вывешенного на церковных воротах по случаю первомайских праздников" [8, с. 214].
Светские власти держали Церковь в то время под жестким контролем. В январе 1960 года комиссия Железнодорожного районного совета трудящихся составила подробную (на 20 листах) опись имущества Вознесенского кафедрального собора. К описи прилагался договор от 22.01.1960 года, в котором церковный совет изъявляет покорность властям: «…мы, 47 членов общины и священник И.З. Романюк (настоятель) приняли от Железнодорожного райисполкома в бессрочное бесплатное пользование здание и предметы культа по описи… Обязуемся вести опись имущества, допускать представителей РИК и ГИК к периодической проверке имущества…». В описи числится здание храма, крестильная, котельная, 2 сарая, гараж, 12 жилых домов, транспортные средства - легковая автомашина "Волга", грузовой ГАЗ-51. Далее следует опись икон, 7 колоколов от 1 кг до 21 пудов 30 фунтов и другая утварь; инвентарь (столы, стулья), богослужебные книги, ноты, священнические облачения [8, с. 212-213].
Несмотря на притеснения и антирелигиозную пропаганду, кафедральный собор по воскресным и праздничным дням всегда был переполнен, служили две Божественные литургии. Протоиерей Павел Патрин, рукоположенный в сан иерея в 1960 году, оставил следующие воспоминания: «В какой-то праздник служили раннюю Литургию и, только я один, причастил 930 человек. Рука онемела, пришлось возвратиться в алтарь, поставить Чашу на престол, размять руку и идти продолжать причащение. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, когда он совпал с воскресным днем, за две Литургии мы причастили 4700 человек. Почему я помню количество причастников? Было указание органов давать сведения, в том числе и о количестве причастников. Послушник, который держал плат, - считал, и мы вносили в календарь против каждого дня Литургии... Книгу, в которой записывались крещаемые, уполномоченный брал для проверки, и соответствующие органы часто вызывали отца того или иного младенца и делали «внушение». Люди знали, на что шли, но от крещения не отказывались» [6, с. 104].
14 апреля 1961 года в Вознесенском соборе произошёл несчастный случай: на колокольне собора был убит подросток. Четверо ребят ночью проникли на колокольню храма. Это заметил один из сторожей собора Димитрий Игошин - ветеран войны. Далее, как вспоминает протоиерей Павел Патрин, «Димитрий рассказал обстановку наружному сторожу Георгию Бахтину. Позвонили в милицию, но никто не приехал. Вдвоём они поднялись на колокольню. У Григория было дробовое ружьё.... Григорий нечаянно стукнул по балке, курок на дробовике был возведён, получился произвольный выстрел. Ранило Володю Енина. Трое юношей вскочили, с колокольни спрыгнули на крышу Никольского придела, по водосточной трубе быстренько спустились на землю и убежали. Позвонили в милицию второй раз и сказали, что ранен человек. Теперь срочно приехала милиция и "скорая помощь", но спасти мальчишку не удалось. Бахтина Георгия забрали в милицию. На второй день как соучастника арестовали и Димитрия... Для защиты подсудимых из Москвы пригласили адвоката - женщину. Она изучила дело и стала доказывать случайность выстрела. Её предупредили, чтобы она "не зарывалась", может испортить себе будущее» [6, с. 107-108].
Эта трагедия была широко распропагандирована в антицерковных целях. В прессе раздули такой ажиотаж, что священникам опасно было выходить на улицу. Факты все были искажены и преувеличены до неузнаваемости. Суд определил Бахтину Георгию - расстрел, Игошкину Димитрию восемь лет лагерей. Отсидел Димитрий практически весь срок, умер за два месяца до освобождения.
На суд вызывали епископа Доната, настоятеля Вознесенского собора протоиерея Иоанна Романюка и второго священника собора – отца Владимира Миненкова. Всем им пришлось покинуть свои посты. С 5 мая 1961 года, вскоре после суда, владыка Донат был переведён в Кострому. Священников перевели в другие приходы.
Нападения на Вознесенский собор случались неоднократно. Храм был построен из дерева, как-то ночью его подожгли, но сторожа заметили и потушили. Однажды грабитель остался в храме на ночь, спрятавшись за картины, стоящие на полу. Ночью сторож прилёг на скамье отдохнуть. Грабитель подкрался и ударил его металлическим предметом по голове. Удар пришёлся вскользь, только содрало кожу. В храме оставался на ночь пономарь, он услышал шум и подал голос. Грабитель, открыв задвижки, выбежал через главный вход, перескочил через забор, но почему-то не мог уйти. Вместо того чтобы убежать, стал ходить вдоль ограды и дальше никак. Позвонили в милицию, сказали, что ограбление и милиция приехала вскоре. Смотрят, а грабитель ходит кругами по внешней стороне ограды. В кармане его обнаружили отвёртки, отмычки. Милиция составила акт, и грабителя увезли [6, с. 109-110].
С 5 мая 1961 года по 14 мая 1963 года епископом Новосибирским и Барнаульским был владыка Леонтий (Бондарь) Святительство епископа Леонтия на Новосибирской кафедры было трудным и нерадостным. В это время усилилась антирелигиозная пропаганда, были закрыты многие храмы епархии. В частности был закрыт и сразу же разрушен Успенский храм в Новосибирске.
Но верующие сибиряки запомнили владыку как доброго пастыря, любившего народ Божий и богослужение. Владыка Леонтий обладал феноменальной памятью (наизусть цитировал Священное Писание), знал семь иностранных языков, был блестящим знатоком церковного пения и музыки, с архиерейской кафедры участвовал в исполнении отдельных песнопений на богослужениях [8, с. 203-204]. Вознесенский собор в те годы был невысокий. Хоры находились в нескольких метрах над кафедрой. Владыка Леонтий иногда исполнял соло "Ныне отпущаеши..." (композитора Строкина), находясь на кафедре [6, с. 167].
Несмотря на трудные времена, верующие продолжали посещать храмы. Об этом говорится в одном из решений Железнодорожного районного исполкома города Новосибирска от 2 марта 1962 года: «Число совершаемых обрядов в Вознесенском соборе не уменьшается… Уровень работы по атеистической пропаганде продолжает оставаться на низком уровне…», далее райисполком постановил: «Обязать зав. отделом культуры и зав. отделом народного образования представить в исполком план мероприятий на 1962 г. по улучшению атеистического воспитания» [8, с. 219].
14 мая 1963 года на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру был назначен архиепископ Кассиан (Ярославский). Его пребывание в Новосибирске было кратким, но оставило хорошее впечатление у верующих, как о глубоко верующем, благодатном старце, способном дать подлинно духовный совет [2, с. 39]. Сам многое испытав в своей жизни, владыка Кассиан был очень осторожным в словах, действиях и поступках.
Архиепископ Кассиан часто болел. По наблюдениям уполномоченного А.С. Николаева, если епископ Леонтий за 6 месяцев 1962 года провел в кафедральном соборе Новосибирска более 100 богослужений, то владыка Кассиан за такое же время - около 30 [8, с. 207].
23 июня 1964 года архиепископом Новосибирским и Барнаульским был назначен владыка Павел (Голышев) - один из образованнейших иерархов Русской Церкви послевоенного времени. В годы его архипастырского управления в церковной жизни Новосибирска стали проявляться ростки духовного возрождения.
Несмотря на продолжавшиеся запреты и ограничения, к Церкви и её жизни потянулись молодые люди. Конечно их было ещё очень мало, но приход их в храмы епархии и прежде всего кафедрального собора был заметным явлением. Работа архиерея с молодёжью вызывала особое недовольство властей. Уполномоченному не нравилось то, что владыка привлекал молодёжь в обслуживающий персонал епархиального управления и для служения иподиаконами. Также недовольство уполномоченного вызывало и то, что архиепископ Павел не всегда согласовывал с ним свои действия. Так, несмотря на то, что штат младшего притча собора был укомплектован полностью, в 1964 году без согласования с уполномоченным Совета, владыка приказал церковному совету собора зачислить в качестве иподьяконов привезённых им Н. Чугайнова, Шопина и Стулова [8, с. 231].
Во время служения в Новосибирске в дни церковных праздников, а часто и по воскресеньям, службу в Вознесенском соборе проводил сам владыка Павел. Будучи ревностным проповедником, он же произносил большинство проповедей в соборе. Проповедь владыка всегда говорил после Евангелия в течении 25-30 минут. В великие праздники после Литургии, вечером после новогоднего молебна, накануне Великого поста - он всем преподавал архипастырское благословение, на что затрачивал 40-45 минут, так как под благословение подходило по несколько тысяч человек [6, с. 174-175].
Архиепископ Павел продолжил восходящую к митрополиту Варфоломею традицию совершения в Вознесенском соборе вечерних акафистов в четверг и воскресенье с произнесением обширных проповедей. Владыка заботился о введении всенародного акафистного пения. На клиросе находились целые стопки тетрадей с переписанными от руки текстами, которые раздавались молящимся, и народ пел херетизмы (припевы: «радуйся...»). Большинство постоянных прихожан приходили с собственными рукописными, реже машинописными текстами. Но не только это всенародное пение привлекало людей и особенно молодёжь вечерами на акафисты. Учившийся и сам после окончания Богословского института преподававший в приходских школах владыка проводил катехизические беседы, продолжавшиеся по полтора - два часа. В сущности это были лекции, произносимые не с профессорской, а с епископской кафедры. В этих беседах объяснялся смысл богослужебных действий и песнопений, давалось толкование Священного Писания, рассказывалось об истории Церкви. В 60-е годы ХХ века узнать об этом любому верующему, было трудно. Поэтому интерес к этим беседам был огромен [2, с. 40].
Под влиянием владыки Павла к 1971 году более 20 служащих Вознесенского кафедрального собора были пострижены в монашество [8, с. 229].
По время служения архимандрита Павла на территории Вознесенского собора было сооружено новое кирпичное двухэтажное здание, взамен обветшавшего деревянного, в котором разместились, на первом этаже - служебные помещения, на втором - крестильное помещение с храмом в честь Богоявления Господня.
Активная деятельность архиепископа Павла и его независимость не нравились уполномоченному, и тот настойчиво просил Совет по делам религий об устранении архиерея от управления Новосибирской епархией. На владыку Павла поступало много жалоб и в Патриархию. С 12 по 17 мая 1971 года для расследования жалоб в Новосибирске находился епископ Оренбургский и Бузулукский Леонтий, в прошлом бывший также новосибирским архиереем. Причт Вознесенского кафедрального собора, а также его церковный совет и ревизионная комиссия представили владыке Леонтию ходатайство за архиепископа Павла [8, с. 233].
Священный Синод на заседании 2 февраля 1972 года перевёл архиепископа Павла на вологодскую кафедру, епископом Новосибирским и Барнаульским был назначен владыка Гедеон (Докукин).
К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. 12 февраля 1971 года рядом с собором был открыт цирк, в результате чего соборная территория утратила один из двух входов, а сам храм оказался в низине. Когда епископ Гедеон впервые вошёл в Вознесенский собор и увидел его малые размеры и ветхость, то был удивлён. До назначения в Сибирь владыка служил в одном из самых больших и красивых храмов Русской Церкви - Смоленском Успенском кафедральном соборе, поэтому с первых дней пребывания в Новосибирске он непрестанно заботился о перестройке и благоукрашении Вознесенского кафедрального собора.
Преосвященный владыка Гедеон назначил настоятелем Вознесенского кафедрального собора священника Димитрия Будько (впоследствии - архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний) и благословил его заниматься вопросами реконструкции и ремонта собора.
Позднее в своей автобиографии о состоянии собора в то время владыка Софроний напишет: «Собор действительно находился в аварийном состоянии: потолочные перекрытия дали прогиб на три сантиметра, а деревянные стены по периметру всего здания прогнили местами от фундамента на высоту более метра так сильно, что приходской совет ночью, тайным образом запихивал в появляющиеся дыры телогрейки и другой материал и после этого штукатурил эти места. Властям об этом не докладывали, так как в таком случае они могли признать собор аварийным и закрыть его» [7, с. 56].
При этом Вознесенский кафедральный собор был в то время единственным действующим православным храмом в миллионном городе. За праздничными богослужениями собор всегда был переполнен молящимися. Несмотря на тесноту, люди спокойно выстаивали продолжительные архиерейские службы, соблюдая порядок. За богослужениями всегда было много исповедников, причастников. Так, например, 1 января 1973 года утром на службе было 800 молящихся, на всенощной Сретения - 3000, на первой седмице Великого поста - 3400 молящихся, а причастников 856 человек, на шестой седмице Великого поста - 935 причастников [7, с. 62-63].
В 1972 году Вознесенский собор был обнесён металлической оградой и окрашен как снаружи, так и внутри. Данные работы стали первыми шагами к крупному обновлению собора. В 1973 году была произведена реставрация живописи, окраска внутренних стен и куполов собора, построены служебные помещения для хозяйственных нужд.
Реконструкция собора: из деревянного в кирпичный
В начале 1974 года владыка Гедеон смог получить разрешение на ремонтные работы и частичную реконструкцию собора. В 1974 году была реконструирована западная часть здания, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения были скрыты под деревянной обшивкой, чтобы сохранить общий вид деревянного храма. Боковые стены - северные и южные - были укреплены металлическими балками.
В 1976 году по новому фундаменту, отступив от старых стен 2 метра, были возведены кирпичные стены всех трех алтарей собора, главный алтарь был соединён с боковыми. Между алтарями были устроены отдельные помещения для пономарей и клириков. При этом площадь алтарей увеличилась почти вдвое, несколько выше стала алтарная часть собора. Освящение новосооружённых алтарей Вознесенского собора произошло 19 декабря 1976 года.
В 1979 году за три месяца был сооружён нижний этаж собора высотой в пять метров, с двумя широкими лестницами - выходами наверх в Серафимовский и Никольский приделы. На нижнем этаже разместили храм на 800 человек и складские помещения общей площадью более 600 квадратных метров. Архиепископ Гедеон решил посвятить нижний храм своим небесным покровителям: святому благоверному князю Александру Невскому (имя которого носил до пострижения в монашество) и святому праотцу Гедеону. Освящён был нижний храм 6 декабря 1979 года.
Однако все эти переделки являлись по существу «латанием дыр». К середине восьмидесятых годов деревянные конструкции здания прогнили и грозили обрушением, колокольня покосилась, не работала вентиляция здания. Аварийная ситуация была настолько серьёзной, что срочно требовалась капитальная комплексная реконструкция собора.
В декабре 1985 года было получено разрешение на ремонт и реконструкцию здания собора. В августе 1986 года, по благословению владыки Гедеона, были начаты работы по капитальной реконструкции Вознесенского кафедрального собора. Руководил работами настоятель храма протоиерей Димитрий Будько. Проект реконструкции храма выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксенткж.
В разработанном комплексном проекте предусматривалась замена деревянных стен на кирпичные, деревянных перекрытий и покрытий на монолитные железобетонные по металлическим балкам, строительство новой колокольни и купола, взамен разбираемых деревянных, переустройство всего инженерного обеспечения. Проектом был предложен такой метод строительства, при котором существующие здание собора обстраивалось новым зданием с отступом, как по периметру, так и по высоте. Такой приём дал возможность как бы «вынужденно» расширить здание храма, увеличить его высоту и проводить строительство при постоянной эксплуатации собора [1, с.54].
В 1987 году были выстроены фундамент и несущие стены под колокольню, сама колокольня, её кровля, купол и его позолота. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол - благовестный - определен в центре звонничной площадки. Он украшен изображениями Богоматери, святителя Николая Чудотворца, рядом шестикрылых Серафимов, трафаретным растительным орнаментом, рельефными поясками. По нижней окружности его опоясывает текст: «Благовествуй, земли, радость велию» и «Хвалите, небеса, Божию славу». Колокол был изготовлен на заводе Оловянишниковых в Ярославле. Три козырька, один над другим возносящиеся к колокольне, создают впечатление выступающего входа.
К лету 1988 года с Божией помощью, молитвами и заботами владыки Гедеона, был построен новый кирпичный Вознесенский собор, а старый деревянный, который находился внутри новой постройки, разобрали и в течение четырёх суток вынесли. Таким образом площадь нового собора увеличилась более чем на 240 квадратных метров. С учётом градостроительной ситуации была увеличена высота собора за счёт подъёма самого здания собора, колокольни и купола. Стилистика архитектурного решения собора была оставлена прежней, узнаваемой для прихожан, но в современном прочтении с использованием приёмов русского зодчества. Архитектурная композиция здания - вертикальное нарастание объёмов, стрельчатые, с использованием графического усиления перспективы порталы - подчеркивает образную характеристику собора. Тема вознесения нашла отражение в образе храма, в его устремлённости к небу [1, с. 54]. После реконструкции у собора не пять, как раньше, а семь золоченых глав. Над входом с западной стороны вознесен крест. На фасадах здания собора - мозаичное панно, выполненное бригадой московских художников.
Богослужения во время строительство не прекращались. Всего несколько служб в летний период было отслужено в Богоявленском крестильном храме, находящемся во дворе собора. Прихожане принимали активное участие в строительстве, каждый желал внести свою лепту в постройку храма. Работа шла с большим воодушевлением. Были выполнены высококачественные отделочные и штукатурные работы с внешней стороны всего здания собора, позолочены все луковицы и кресты собора, внутри произведены отделочные работы под роспись. После этого московскими художниками под руководством Юрия Шмелёва была выполнена роспись всего собора. На выполнение живописи прихожане добровольно жертвовали большие суммы, каждый из них хотел, чтобы была написана икона его Ангела-Хранителя [7, с. 76-77].
Реконструкцию и роспись храма закончили к празднованию 1000-летия Крещения Руси. В Новосибирске торжественное празднование 1000-летия Крещения Руси состоялось 4-8 августа 1988 года. Во время юбилейных торжеств реконструированный Вознесенский кафедральный собор был торжественно освящён. Освящение возглавил митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) в сослужении митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона и архиепископа Тульского и Белёвского Максима (Кроха), с 1974 по 1986 год окормлявшего соседнюю Омскую епархию. Также при освящении присутствовали представители Троице-Сергиевой Лавры, Московского Данилова монастыря, подворья Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве, Киевской епархии, Издательского отдела Московского Патриархата и многочисленного духовенства со всей Сибири. Собор стал первым и единственным в Русской Православной Церкви кафедральным собором, построенным и освященным в год 1000-летия Крещения Руси.
Новый Вознесенский собор стал подлинным украшением Новосибирска. В 1989 году на VII Всероссийском смотре лучших архитектурных произведений работа новосибирских зодчих, создавших новый облик Вознесенского собора, была удостоена высшей награды – диплома 1-й степени и медали союза архитекторов России.
В конце 80-х годов произошли существенные изменения в церковно-государственных отношениях. В 1988 году страна торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. Постепенно стали ослабевать ограничительные меры по открытию новых православных приходов, практически не чинились препятствия к ремонту и благоустройству храмов. На состоявшемся в Москве Поместном Соборе был принят новый Устав РПЦ, согласно которому священнослужители получили право участия в управлении хозяйственно-финансовой деятельности прихода. Народ почувствовал свободу и пошёл в храмы. Резко возросло количество крещений и венчаний. Протоиерей Павел Патрин вспоминает о том времени: «В Вознесенском соборе в будний летний день было до 650 крещений. Осенью 1989 года мне пришлось повенчать в один день 46 пар молодых. В соборе имелось 12 пар венцов. Ставили сразу 12 пар молодых, и начиналось венчание» [6, с. 243].
26 января 1990 года владыка Гедеон был назначен на Ставропольско-Бакинскую кафедру. 19 августа 1990 года, на праздник Преображения Господня, во епископа Новосибирского и Барнаульского был хиротонисан архимандрит Тихон (Емельянов). Первую свою архиерейскую службу в Новосибирске епископ Тихон совершил в праздник Успения Пресвятой Богородицы - 28 августа. Святительство владыки Тихона проходило в новых условиях - всестороннего возрождения церковной жизни. При владыке Тихоне шло активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, православных гимназий и школ, Богословского института в Новосибирске, духовной семинарии в Томске и многое другое. На это время приходится расцвет приходской жизни Вознесенского кафедрального собора, его благоукрашения, активного строительства на соборной территории.
1991 год - первый Первосвятительский визит в Вознесенский кафедральный собор
В мае 1991 года Новосибирскую епархию впервые посетил глава Русской Православной Церкви - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время своего визита Святейший Патриарх возглавил престольные торжества в Вознесенском кафедральном соборе. Вечером 15 мая, в канун Вознесения Господня, Патриарх Алексий II совершил всенощное бдение в соборе. 16 мая, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе. За праздничной Божественной литургией Святейший Патриарх Алексий совершил хиротонию бывшего настоятеля Вознесенского собора протоиерея Димитрия Будько (к тому времени овдовевшего и принявшего монашество с именем Софроний) во епископа Томского, викария Новосибирской епархии.
Святейший Патриарх Алексий II был первым Патриархом совершившим поездку за Урал. На каждом Патриаршем богослужении присутствовало множество верующих, да и просто невоцерковлённых людей, которые стремились увидеть Патриарха, услышать его слова. В 1991 году в Новосибирске была особенно тяжёлая религиозная ситуация из-за наплыва сектантских и католических проповедников. В такое трудное время визит Святейшего Патриарха помог сибирякам ощутить начало духовного возрождения Православной Церкви.
Во время своего первого визита в Сибирь Святейший Патриарх Алексий посетил Колывань, где освятил камень в основание жилого корпуса первой создаваемой в епархии женской обители. В 1992 году монастырь был открыт. Первой настоятельницей Покровского Александро-Невского женского монастыря стала игумения Надежда (Ерёмина). Матушка Надежда более двадцати лет трудилась в Вознесенском кафедральном соборе заведующей ризницей и исполняла обязанности благочинной среди монашествующих, несших различные послушания в соборе.
С возвращением Православия в жизнь общества возникла острая необходимость в православное образование. По благословению епископа Тихона в 1991 году при Вознесенском кафедральном соборе была организована воскресная школа. Её открытие стало, по слову владыки, «первым шагом возрождения церковного образования в Новосибирске». Первым священником, который духовно окормлял школу, стал протоиерей Иоанн Колодий. Для взрослых школу вел сам епископ Тихон. В воскресный день, после акафиста вечером, все собирались в нижнем храме, и владыка отвечал на вопросы о духовной жизни.
В 1992 году заведовать воскресной школой начала матушка Татьяна Ивановна Реморова, имеющая высшее регентское образование - матушка закончила регентское отделение Ленинградской духовной академии. Воскресная школа собора носит имя преподобного Серафима Саровского. Преподаватели школы наставляют детей и взрослых в Законе Божием, учат основам православной веры, священной и церковной истории, церковного пения, обучают ремёслам, совершают паломнические поездки и экскурсии. Сначала занятия проходили в нижнем храме Вознесенского собора, затем стали проходить в актовом зале детской музыкальной школы №1, которая располагается недалеко от собора. Со временем школа переехала на территорию собора, где она находится и поныне.
В 1993 году при Вознесенском кафедральном соборе создаётся детский хор. С самого начала в коллективе образовалось две возрастные группы. Руководителем старшей группы стала выпускница Московского института культуры Татьяна Валерьевна Егорова, руководителем младшей возрастной группы - Наталья Викторовна Воронкова, окончившая дирижерско-хоровой факультет консерватории. Но четкого разделения коллективов хормейстеры не делают: каждую репетицию они проводят вместе. Главное послушание старшей группы хора - участие в богослужениях в Вознесенском соборе. Однако в репертуаре детского хора не только богослужебные произведения, но и детская хоровая классика, произведения, посвящённые праздникам, патриотические песни.
В начале 90-х годов при соборе стала собираться православная молодёжь, небольшой группой единомышленников. Впоследствии эти встречи переросли в молодежный клуб.
В 1995 году при Вознесенском соборе был образован Православный центр милосердия во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом же году состоялись первые пробные лекции в Новосибирском православном богословском институте.
Усилиями владыки Тихона в 1995 году было построено первое административное здание прихода. Сейчас в этом здании располагаются бухгалтерия, кабинет помощника настоятеля, видеостудия, редакция газеты «Вестник Новосибирской митрополии», благотворительный вещевой склад.
Владыка Тихон управлял Новосибирской епархией до июля 1995 года, когда был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, председателем Издательского Совета Московской Патриархии. 10 декабря 1995 года на Новосибирскую кафедру был назначен епископ Сергий (Соколов).
23 декабря преосвященный Сергий совершил первое служение в Вознесенском кафедральном соборе - всенощное бдение. Утром 24 декабря владыка совершил Божественную литургию в соборе. В Новосибирске владыка Сергий продолжил развитие тех направлений в церковно-общественной жизни города, которые сложились при епископе Тихоне. Будучи опытным преподавателем, за каждым богослужением владыка Сергий произносил проповеди, которые отличались глубиной и назидательностью.
Во время святительства епископа Сергия, в 1996 году, в соборной ограде, по проекту архитектора Б.А. Захарова, была выстроена часовня во имя Всех святых в земле Сибирской просиявших. В начале декабря 1997 года по благословению владыки часовню освятил благочинный церквей Центрального городского округа протоиерей Павел Патрин.
В 1999 году, к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас Вознесенского собора.
20 октября 2000 года епископ Новосибирский и Бердский Сергий скоропостижно скончался и был погребён, согласно завещанию, у алтаря храма Преображения Господня в Бердске. 28 декабря 2000 года на Новосибирскую кафедру был вновь назначен владыка Тихон (Емельянов), ставший к тому времени архиепископом. За время его вторичного святительства церковная жизнь в епархии пережила небывалый подъём.
В мае 2002 года состоялся второй визит в Новосибирскую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх возглавил проходившее в Новосибирске Всероссийское празднование Дня славянской письменности и культуры.
Вечером 23 мая Святейший Патриарх Алексий II совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе. Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Верейский Евгений, епископ Барнаульский и Алтайский Максим, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Борисовский Иоанн. За богослужением состоялось торжественное общецерковное прославление новосибирских священномучеников – протоиерея Николая Ермолова (1874–1937) и священника Иннокентия Кикина (1878–1937), включенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Определение об их канонизации зачитал Святейший Патриарх Алексий II. Архиепископ Тихон и епископ Феогност вынесли из алтаря иконы новопрославленных святых. Святейший Патриарх, архиереи, священники, диаконы и миряне впервые пропели величание священномученикам Николаю и Иннокентию.
На следующий день, 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе. По окончании Литургии Его Святейшество передал в дар Вознесенскому собору напрестольный крест. Затем состоялся традиционный Крестный ход от Вознесенского собора до часовни Святителя и Чудотворца Николая. Возглавил крестный ход Святейший Патриарх. В крестном ходе участвовало около 12 тысяч человек. У часовни Патриарх Алексий открыл праздник, День славянской письменности и культуры, и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Летом 2002 года при Вознесенском соборе был образован подростковый клуб «Юный ратник». Духовником клуба стал председатель епархиального отдела по духовному окормлению молодежи иерей Андрей Ромашко. Работа клуба началась с организации летнего палаточного лагеря для подростков 10-12 лет. Действовал клуб при соборе до 2008 года. С детьми проводили занятия по туризму, ориентированию, топографии и военному делу. Подростки участвовали в туристических походах, городских соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию.
21 мая 2003 года наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) доставил в Новосибирск частицу святых мощей небесного покровителя нашего города Святителя Николая, Чудотворца. 25 мая икона Святителя Николая с частицей мощей была торжественно перенесена крестным ходом из Вознесенского кафедрального собора в часовню Святителя и Чудотворца Николая.
В это время, по благословению архиепископа Тихона, началось активное строительство на соборной территории. В 2003 году в восточной части соборной ограды было возведено трёхэтажное здание Епархиального управления, в котором на третьем этаже разместили две библиотеки: Вознесенского собора и Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского института. В 2006 году со стороны улицы Гоголя был сооружён дополнительный вход на территорию собора. На главном куполе храма установлен новый крест, а сам купол и колокольня позолочены. В 2007 году к зданию Епархиального управления был пристроен епархиальный оптовый склад церковной утвари. В 2010 году было построено новое, второе административное двухэтажное здание собора с церковной лавкой, которое соединило в единый архитектурный комплекс часовню во имя Всех святых в земле Сибирской просиявших и первый административный корпус собора. За крестильным помещением было построено двухэтажное здание, где размещены воскресная школа, гараж и другие административно-хозяйственные помещения. Над гаражом построено помещение, где разместились ризница и пошивочная мастерская.
В 2011 году были частично подновлены росписи в соборе, отреставрированы и вызолочены иконостасы в главном, Серафимовском и Никольском приделах, реконструировано крыльцо и установлены новые двери на всех входах в храм.
В декабре 2011 года, в связи с образованием Новосибирской митрополии, владыка Тихон был возведён в сан митрополита.
24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня в Нарымском сквере у Вознесенского кафедрального собора был открыт памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Освящение скульптурной композиции совершил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон.
В 2012 году при соборе была организованна футбольная команда, в состав которой вошли прихожане, певчие хора, пономари.1 июля 2012 года в Новосибирске состоялся I футбольный межприходской турнир на кубок имени святого князя Александра Невского. Команда кафедрального собора стала победителем соревнования.
11-12 декабря 2012 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, в Вознесенском соборе находился ковчег с частицей мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Святитель Иоасаф Белгородский - один из самых почитаемых русских святых. И сибиряки, несмотря на установившиеся сильные морозы, с духовной радостью пришли почтить святителя и приложиться к частице его мощей.
В 2013 году, в честь 1025-летия Крещения Руси, по России был организован Крестный ход, сопровождающий мощи святого равноапостольного князя Владимира. 8 июня ковчег с частицей мощей святого князя Владимира пребывал в Вознесенском соборе.
2013 год - 100-летие Вознесенского кафедрального собора. Первосвятительский визит в собор
13 июня 2013 года, в великий двунадесятый праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное празднование 90-летия Новосибирской епархии и 100-летия Вознесенского кафедрального собора. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон совершил Божественную литургию в Вознесенском соборе. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Искитимский и Черепановский Лука, епископ Карасукский и Ордынский Филипп, епископ Каинский и Барабинский Феодосий, а также члены Епархиального совета, настоятели новосибирских храмов и духовенство собора. После Литургии в честь престольного праздника был совершен крестный ход вокруг собора. На богослужении в этот день присутствовали председатель Законодательного собрания Новосибирской области И.Г. Мороз, мэр Новосибирска В.Ф. Городецкий и председатель Городского совета депутатов Н.Н. Болтенко.
Вечером во Дворце культуры железнодорожников состоялось торжественное собрание и праздничный концерт. В концерте участвовали: хор священнослужителей Новосибирской епархии под руководством протоиерея Бориса Пивоварова и Камерный хор Новосибирской филармонии под управлением народного артиста России Игоря Юдина.
23 августа 2013 года с Первосвятительским визитом Новосибирскую митрополию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
По прибытии в Новосибирск, сразу из аэропорта, Святейший Патриарх приехал в Вознесенский кафедральный собор - встреча с прихожанами была короткой, но очень радостной.
В своём приветственном слове к собравшимся в храме Святейший Патриарх Кирилл сказал: «В первый раз я посетил этот город в далёком 1971 году. Помню тот деревянный храм, который стоял на этом месте. И помню, что тогда происходило в этом городе, где жили люди, которые нуждались в духовной поддержке, как было мало храмов и едва теплилась церковная жизнь. За последние 25 лет произошли большие перемены, в том числе и здесь, на новосибирской земле... Теперь есть на что посмотреть, есть что увидеть... Но самое главное, это ведь не стены - это живые люди. Самым великим украшением храма является не роспись и не красивый иконостас, а люди, которые его наполняют».
В июне 2014 года, по благословению митрополита Тихона, был обновлён главный престол Новосибирска. 28 июня владыка совершил чин освящения обновленного престола Вознесенского кафедрального собора.
В конце сентября 2014 года в Вознесенском соборе пребывала икона преподобного Сергия Радонежского с частичкой мощей, которую в честь 700-летия со дня рождения святого было решено провезти по стране. Сотни людей пришли помолиться у святыни, привезенной из Троице-Сергиевой Лавры в Новосибирск.
17-18 октября 2015 года в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления крестителя Руси – князя Владимира в Вознесенском соборе находился ковчег с частицей мощей святого равноапостольного великого князя Владимира. Молебные пения с акафистом святому совершались непрерывно в часы пребывания ковчега с мощами в соборе. За это время более 20 тысяч верующих людей приступили к святыни.
4-5 октября 2018 года в Вознесенском соборе прибывал ковчег с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, чудотворца. Помолиться у святыни пришли тысячи верующих - только в первый день более 8 тысяч человек поклонились мощам святителя Луки. Под чтение молебна с акафистом святому люди подходили и прикладывались к ковчегу, а на выходе из храма в благословение получали иконки святого.
Решением Священного Синода 28 декабря 2018 года владыка Тихон был назначен главой Владимирской митрополии. Митрополитом Новосибирским и Бердским назначен владыка Никодим (Чибисов). 5 января 2019 года, в субботу перед Рождеством Христовым, митрополит Никодим совершил свою первую Божественную литургию в Вознесенском кафедральном соборе.
С первых дней своего служения в Новосибирске митрополит Никодим проявил особую заботу о благоустройстве и благоукрашении кафедрального собора. По благословению владыки Никодима, под его неусыпным вниманием и советами, в соборе начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. Руководил работами ключарь собора протоиерей Пётр Кизюн.
В апреле 2019 года, к дню Святой Пасхи, была проведена реконструкция колокольни Вознесенского кафедрального собора и обновлен подбор колоколов. В новом подборе колоколов остался исторический колокол - старый благовестник, самый тяжёлый колокол в Новосибирской епархии (около 600 кг). Работы по ремонту колокольни проводил Сибирский центр колокольного искусства.
В июне месяце на Крестильном храме, расположенном на территории Вознесенского кафедрального собора, была выполнена замена кровли. К сентябрю 2019 года был завершён наружный ремонт собора: произведена покраска стен собора и купола колокольни, реставрация крылец. В это же время начались реставрационные и ремонтные работы внутри собора.
15-25 сентября 2019 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Вознесенском соборе пребывал ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского из Свято-Данилова монастыря Москвы. Все дни пребывания ковчега в Новосибирске в соборе совершались богослужения и молебные пения с акафистом святому. Тысячи верующих стекались в Вознесенский собор для молитвы и поклонения мощам святителя. За 10 дней святыне поклонились более 70 тысяч человек.
5 октября 2019 года в Вознесенский собор была доставлена икона главного храма Вооруженных сил России "Спас Нерукотворный". Митрополит Никодим в сослужении духовенства Новосибирской епархии совершил молебен перед иконой. За богослужением молились военнослужащие Новосибирского гарнизона, представители силовых ведомств, юнармейцы и прихожане собора. Икона «Спас Нерукотворный» представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию чудесным образом отпечатавшееся на куске материи. В Вознесенском соборе икона пребывала до 10 октября и верующие могли приложиться к святыне.
16 июля 2020 года состоялось освящение и установка шести новых куполов и надглавных крестов Вознесенского кафедрального собора. Чин освящения совершил митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. Новые купола стали заменой куполов, которые были установлены в 80-е годы прошлого столетия, когда епархией управлял митрополит Гедеон (Докукин). "Несмотря ни на какие обстоятельства, мы в преддверии 100-летия Новосибирской епархии осуществляем капитальный ремонт Вознесенского собора и заменяем купола, чтобы они стояли не меньше ста лет", - сказал владыка Никодим по завершении чина освящения.
С 3 по 6 июля 2021 года в Вознесенском соборе пребывали мощи великого благоверного князя Александра Невского, доставленные по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при организационной поддержке Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира в рамках празднования 800-летия со дня рождения святого князя Александра. В дни пребывания святыни в соборе, между уставными богослужениями, перед ковчегом с мощами священнослужителями Новосибирской епархии совершались молебны с чтением акафиста святому.
В 2022 году Русская Православная Церковь отмечала 600-летие со дня обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского. 21-22 июня в Вознесенском кафедральном соборе пребывал ковчег с частицей мощей преподобного Сергия. Около 15 тысяч верующих из Новосибирска и Новосибирской области, Томской и Алтайской областей смогли помолиться великому угоднику Божию перед его святыми мощами.
Список литературы
- Авксентюк, В.П. Реконструкция Вознесенского собора в Новосибирске // Проектирование и строительство в Сибири. 2014. № 4. С. 54-55.
- Бочкарёв Виталий, протоиерей, Шабунин Е.А. Краткий очерк истории Новосибирской епархии // Сибирь Православная. 2008. № 1(7). С. 2-62.
- Бочкарев Виталий, протоиерей. Новосибирская епархия и Великая Отечественная война // Сибирь Православная. 2005. № 1 (4). С. 2-13.
- Лавринов Валерий, протоиерей. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
- Новосибирская епархия: история и современность. Новосибирск, 2006.
- Патрин Павел, протоиерей. Времён связующая нить... Новосибирск, 2006.
- С Божией помощью и вразумлением: ист.-лит. очерки / авт.-сост.: Г.Д. Будько, К.А. Федяев, В.Д. Федяева; Кемеровская и Новокузнецкая епархия. – Кемерово: Издательский центр и Новокузнецкой епархии: ООО «СКИФ», 2009.
- Симон (Истюков), иеромонах. Новосибирская епархия в 1920-е - 1960-е гг.: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М., 2020.
- Фабрика Ю.А. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны // Новосибирский епархиальный вестник (спец. номер ко Дню Победы). 2010. С. 21-23.
- Шабунин Е.А. 100 лет Кафедральному собору в честь Вознесения Христова // Календарь памятных дат и знаменательных событий Новосибирской области. 2013. - Новосибирск, 2013. - С. 80-88.
- 105 лет Вознесенскому кафедральному собору. Новосибирск, 2018.